Родня (1981) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

«Родня» Никиты Михалкова

До «Родни» Никита Михалков успел снять пять картин, и все они были на историческую тематику. А тут вдруг советский реализм, да еще и сатира.

Сценарный образ героини фильма Виктор Мережко списал со своей тещи специально под Нонну Викторовну Мордюкову. Актриса долго отказывалась от роли Марии Васильевны — деревенской дородной женщины с металлическими зубами и химической завивкой, однако режиссер смог убедить Мордюкову сменить свое амплуа. Олега Меньшикова, сыгравшего Кирилла, сына Коновалова, он позвал впервые — впоследствии актер станет любимчиком Михалкова. На роль Владимира Коновалова — бывшего мужа Марии, приглашали Олега Борисова, но из-за отказа сыграть Достоевского ему запретили сниматься в новом фильме Михалкова. И тогда утвердили кандидатуру Ивана Бортника, как оказалось, не зря. Юрий Богатырев, которому досталась роль «Тасика», бывшего мужа Нины, уже снимался в картинах Михалкова, таких как «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Раба любви» (1975). Правда, он оказался единственным актером, с кем Михалков уже работал, остальных пригласил впервые.

Кадр из фильма «Родня». Источник: YouTube

Сюжетная канва фильма выстроена вокруг истории отдельно взятой семьи, разделенной пропастью поколений в лице Марии Васильевны (Нонна Мордюкова), Нины (Светлана Крючкова), ее дочери, и внучки Иришки (Федор Стуков). Все они весьма экзальтированные и сумбурные, каждая при своем мнении. Из-за этого на протяжении всего фильма зрителя не покидает ощущение перманентного внутрисемейного конфликта, даже в те моменты, когда кажется, что все уже хорошо (финальные кадры, где героини втроем идут по путям и оживленно о чем-то спорят). Мария Васильевна — натура волевая, гордая, но в тоже время ранимая, добрая — ее установка всех помирить отчасти не сработала, семью так и не удалось склеить, муж «Тасик» не вернулся, однако мир привнести все же получилось. Эта роль — полноценный бенефис Нонны Мордюковой, вокруг которой меняется все: мизансцены (танцевальный поединок с «Тасиком»), характеры людей (плачущая и покаявшаяся дочь Нина, сцена на вокзале), наконец, сама Мария, взявшая на поруки бывшего мужа алкоголика, добровольно отказалась от счастья с добродушным инженером Ляпиным (Андрей Петров). И только окончательно переругавшись, герои понимают, что ближе их самих никого нет. Мария принесла сакральную жертву ради семьи и получила признание дочери, которая увидела трогательную сцену прощания Коноваловых на вокзале.

Новый советский реализм, подхваченный кинорежиссерами, писателями, музыкантами, художниками — привнес бытовые и социальные перемены в обществе. В гладком до той поры социалистическом сюжете появился ярко выраженный конфликт, который уже невозможно было спрятать за «историческим фасадом» прошлого. Советское общество вовсю погрузилось в утопическое будущее Станислава Лема и не стеснялось доставать зарубежный ширпотреб и слушать диско в обход существующим табу. Окружающая реальность вдруг стала интересней, чем бережная реставрация прошлого. Модернистская архитектура Днепропетровска, показанная в фильме во всей красоте, воспринимается как декорации к уже наступившему будущему — и тем неуместней она выглядит на фоне старых как мир семейных конфликтов.

Кадр из фильма «Родня». Источник: YouTube

Никита Михалков как режиссер прекрасно адаптировал под «Родню» свои наработки в кино. К примеру, эффект подглядывания, когда камера плавно смещает фокус с бытового сюжета на спортивные соревнования или приземляющийся самолет, намекая на бренность нашего бытия. Режиссер частенько сам снимается в своих картинах и делает это весьма деликатно и органично. В «Родне» он снялся в небольшой роли ушлого и в чем-то карикатурного официанта, еще раз подчеркнув сатирический тон картины. Еще один забавный эпизод, в котором появился Михалков, — это момент, когда Мария и инженер Ляпин пытались сделать быстрое фото, однако, вместо совместного портрета, вышли задержавшиеся кадры с Михалковым, художником Александром Адабашьяном, оператором Павлом Лебешевым. Эта же троица участвовала в колоритной сцене в ресторане, где героиня Мордюковой отплясывала с бывшим мужем Нины.

«Родня» могла вовсе не выйти на экраны, если бы не последнее слово Юрия Андропова, тогдашнего генсека страны. Худсовет изначально отнесся к фильму со скепсисом и потребовал от Михалкова внести около 200 правок, которые сильно искажали сюжет. В частности, попросили вырезать сцену, где Мария бьёт кулаком зятя, а также эпизод с солдатами и летящим в небе самолетом, намекая на разворачивающийся Афганский конфликт. Западная музыка и взбалмошное поведение ребенка тоже не устраивало цензурный аппарат. Министр кинематографии СССР высказал режиссеру следующее: «Таким увидеть советский народ можно было только из окна Мерседеса!». Однако, после того, как картину посмотрел лично Андропов и пришел в восторг, «Родне» дали зеленый свет с минимальными правками. Может быть, поэтому картина получилась такой живой и актуальной по сей день?

Читайте также:
Петербургские тайны (1994) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Цитаты из фильма:

1. «Если я, Мария Васильевна, козел, то ваша дочь соответственно…»

2. «Жена рыбного инженера — какое счастье!»

3. «Музыка играет, кобра дома — семейное счастье! Спасибо всем!»

Фильм “Родня”: актеры и судьба

Фильм «Родня» — советская трагикомедия, которую снял режиссер Никита Михалков в 1981 году. Сценарий Виктор Мережко создал специально для Нонны Мордюковой, опираясь на образ собственной тещи. Днепропетровск, где снимали основную часть фильма, был выбран потому, что там жил брат сценариста — Юрий Мережко. Съемочный процесс занял всего один месяц.

Сюжет ленты противопоставляет ценности городской и деревенской жизни на примере Марии Коноваловой, приехавшей в областной центр навестить дочь и внучку. Судьба родственников не на шутку заботит женщину, но попытки помочь приводят к огорчениям. Яркой сценой стал танец тёщи и зятя, способный по экспрессивности конкурировать с танцем Умы Турман и Джона Траволты в «Криминальном чтиве».

Судьба актеров до и после съемок в фильме «Родня», а также их фото тогда и в последние годы — в материале редакции 24СМИ.

Нонна Мордюкова (1925 — 2008)

Ноябрина Мордюкова мечтала сниматься в кино с детских лет. Однако планы нарушила Великая Отечественная, после окончания войны девушка поступила во ВГИК. За дебютный фильм «Молодая гвардия» Нонна Мордюкова получила Сталинскую премию и прославилась, как и коллега по съемкам — Вячеслав Тихонов, позже ставший ее первым мужем.

Очередную волну популярности Мордюковой принес фильм «Родня», где она сыграла Марию Коновалову. Непосредственная героиня пытается примирить дочь с зятем и вернуть к приличной жизни бывшего мужа.

В 90-е годы типаж актрисы потерял актуальность, в последней роли Нонна Викторовна снялась в 1999 году в фильме «Мама». Народная артистка СССР исполнила 50 ярких ролей в кино. В британской энциклопедии «Кто есть кто» попала в топ-20 актрис XX века.

Светлана Крючкова (1950)

Светлана Крючкова — народная артистка РСФСР, чья фильмография содержит порядка ста картин. На ее счету яркие ленты «Большая перемена», «Не может быть!», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Чучело» с Кристиной Орбакайте. В «Родне» она исполнила роль Нины — избалованной городской жизнью дочери Марии Коноваловой.

В 2015 году у актрисы врачи нашли запущенный рак легких. Дорогое лечение заграницей оплатили Никита Михалков и Евгений Миронов. В итоге болезнь удалось победить, и теперь Крючкова вернулась к работе: гастролям, концертам и выступлениям в театре.

Фёдор Стуков (1972)

Фёдор Стуков в 80-х был одним из самых популярных детей-актеров. В «Родне» мальчик сыграл Иришку — лишенную родительского тепла дочь Нины и Станислава. Снимался в выпусках «Ералаша» до 2007 года, на телевидении работал ведущим передач «Лего-го!», «Мировые розыгрыши», «До 16 и старше». В 2016-м стал креативным продюсером «СТС Медиа».

В качестве режиссера Стуков нашел свое место. Он снимал выпуски «Ералаша», мега-популярные сериалы «Как я встретил вашу маму», «Восьмидесятые», «Физрук», «Филфак» и «Адаптация». В 2018 году приступил к работе над сериалом «Пекарь и красавица».

Юрий Богатырёв (1947 — 1989)

Роль разбитного мужа Нины — Станислава — досталась Юрию Богатырёву. Знакомство в 60-х с Никитой Михалковым помогло актеру исполнить массу разноплановых ролей. Слава пришла после выхода фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». А в проекте «Очи черные» артист сыграл вместе с Марчелло Мастроянни, Олегом Табаковым и Иннокентием Смоктуновским.

Скончался Богатырёв в 41 год после сердечного приступа. На фоне приема назначенных врачом антидепрессантов вколотое «скорой помощью» лекарство вызвало шок и стало причиной смерти. Народный артист РСФСР оставил богатое наследие в кино и театре, а также множество теле- и радиоспектаклей.

Иван Бортник (1939)

Иван Бортник прославился после сериала «Место встречи изменить нельзя» режиссера Станислава Говорухина. Увлекся театром с детства, в итоге стал ведущим артистом Театра на Таганке. В кино сыграл порядка 50 ролей, снимаясь вплоть до 2012 года. В «Родне» фигурирует как страдающий от пьянства бывший муж Марии Коноваловой — Вовчик.

На счету актера две части «Антикиллера» и обе части «Мама, не горюй». Завершил кинокарьеру ролями в исторических фильмах «Око за око» и «Жила-была одна баба». В последнее время помогал создателям документальных фильмов о Владимире Высоцком, с которым дружил. Летом 2018 года Бортник попал в больницу с подозрением на инфаркт, однако диагноз не подтвердился.

Олег Меньшиков (1960)

Олег Меньшиков не снискал широкой популярности после выхода «Родни», где ему достался образ Кирилла — сына Владимира Коновалова от второго брака. Но спустя год актер прославился ролью в комедии Михаила Козакова «Покровские ворота». Далее его ждали съемки в обеих частях «Утомлённых солнцем», «Сибирском цирюльнике», «Легенде №17» и других известных фильмах.

Читайте также:
На крючке (2010) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Меньшиков реализовался в театре как актер и режиссер, с 2012 года руководит Московским драмтеатром имени М. Н. Ермоловой. В 2018-м открыл на YouTube канал и теперь встречается с медийными личностями, показывая их неизвестные стороны. В гостях у Олега уже побывали Алла Пугачева, Данила Козловский и Михаил Ефремов.

Владимир Хотиненко (1952)

Кинорежиссер и сценарист Владимир Хотиненко — создатель фильмов «Мусульманин», «72 метра» и «Наследники». Сыграл несколько ролей в кино, в том числе — мотоциклиста Варелика, соседа Владимира Коновалова в «Родне».

Хотиненко прославился как режиссер, сняв более 20 фильмов и сериалов. В 2017 году вышел его проект «Демон революции», а на 2019-й запланирован мировой релиз фильма «Тверже камня» о судьбе юноши, посланного на учебу в Европу Петром Первым.

Андрей Петров (1919—1990)

Советский актер театра и кино Андрей Петров сыграл роль главного инженера рыбзавода Юрия Ляпина, который знакомится с Марией в поезде и пытается добиться ее благосклонности.

Актер знаком зрителю по лентам «Кубанские казаки» и «Вечный зов». За роль Василия Орлова в фильме «Донецкие шахтеры» получил Сталинскую премию. В 1960 году стал режиссером театра, а с 1973-го преподавал актёрское мастерство во ВГИКе.

Также в фильме «Родня» сыграли Александр Адабашьян, Римма Маркова, Сергей Газаров и Лариса Кузнецова. Эпизодическую роль исполнил и режиссер ленты Никита Михалков, представ в виде официанта.

После фильма «Родня» актеры перероднились

1 ноября 2002 1:00

Фильм «Родня» многие считают не самой лучшей работой Никиты Михалкова. Мол, слишком мелко для такого крупного мастера. Однако именно эта картина – самая «народная» среди прочих фильмов Никиты Сергеевича. Значимая она и потому, что здесь дебютировал в кино Олег Меньшиков. Светлана Крючкова, по ее многочисленным заверениям, только на съемках «Родни» по-настоящему почувствовала себя в профессии. А Нонна Мордюкова сыграла, по ее мнению, одну из своих лучших ролей.

Как Мордюкова подралась с Михалковым

Уже были отобраны актеры почти на все главные роли, уже съемочная группа отбыла в киноэкспедицию, а Никита Михалков все никак не мог поймать форму будущего фильма. Ходил, думал, что-то бормотал себе под нос. А группа пока пела-веселилась.

Но лишь началась работа, посторонние разговоры были забыты. Никита Михалков, еще вчера такой душка, вмиг превратился в тирана, требующего от актеров почти невозможного. Поэтому и случались на съемочной площадке экстремальные ситуации. Однажды прямо во время съемок Нонна Мордюкова подралась с Никитой Михалковым.

Снимали сцену, где героиня Мордюковой бегает по перрону в поисках бывшего мужа. Михалкову нужен был крупный план страдающего лица героини. И никак, по его мнению, актриса не могла «выстроить» именно такое выражение.

– Ну-ка, подложите ей камней в чемодан, чтобы едва поднимала.

Помощники выполняют приказ. Мордюкова, еле поднимая чемодан, со страдальческим лицом продолжает носиться по перрону. И опять не то.

– Ну что, бабуля, тяжело? А? Не слышу! Подложить, может, еще? Да, трудно бабушкам играть такое.

Вот как вспоминает актриса то, что случилось потом:

– Я поставила тяжеленные вещи и устремилась к вагончику. До сих пор не могу понять, как Никита почти опередил меня, и в тот момент, когда я стала задвигать дверь, он вставил в проем ступню и колено. Не пускает. Я тяжело дышу, вижу, что и он озверел. Ткнула его со всей силы кулаком в грудь – не помогает. Схватила за рубашку, посыпались изящные пуговички с заморской пахучей одежки. Тут я пяткой поддала по его колену и, ничего не добившись, кинулась на постель. Сердце вырывалось из ушей. Секунду он постоял молча, потом закрыл дверь и вышел вон.

И, возможно, Нонна Викторовна даже и уехала бы со съемок. Но мысль, что фильм получается хороший, заставила продолжить съемки.

А с Михалковым актриса помирилась в тот же вечер. Никита Сергеевич сам пришел в номер к Мордюковой. Ушел в спальню, зовет ее, а по щекам – слезы рекой. Тут и Мордюкова не стерпела, завыла. Обнялись они, постояли так тихонько. И пошли к съемочной группе:

– Пусть все видят, что мы помирились.

Тяжелым испытанием для актрисы стала съемка еще одного эпизода. Помните сцену, когда Мордюкова танцует в кафе вместе с Богатыревым? Так вот, этот танец чуть не стал для Нонны Викторовны последним.

Незадолго до съемок актриса почти полтора месяца провалялась в больнице с сердечной недостаточностью. Однако признаваться, что «стара стала баба», Нонна Викторовна не хотела. Поэтому, когда Михалков велел Мордюковой репетировать с приглашенным хореографом ее танец, пошла, высоко подняв голову.

Читайте также:
Пипец (2010) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Во время репетиции Нонна Викторовна, натура увлекающаяся, вошла в раж. И начала так отплясывать, будто и не было ни сердца больного, ни лет прожитых. И только когда танцы закончились и все разошлись, внезапно почувствовала: дурно ей. Еле доковыляла до подруги, которая жила напротив «Мосфильма». И уже там, когда вокруг не было никого из группы, запричитала:

– Ой, помираю, давай скорее капли!

Спасла актрису. трагедия. На следующий день, когда Нонна Викторовна уже продумывала пути отхода от очередной репетиции, выяснилось, что танцы пока отменяются. Оказывается, хореограф попал в аварию и в ближайшее время не сможет репетировать. Так что пляски плясать пришлось много позже, когда сердце уже успокоилось.

Как Олега Меньшикова нашли в «Щепке»

Крестной мамой в кинематографе Олегу Меньшикову нужно считать Нонну Мордюкову. Это именно она выудила из сотен фотографий снимок молоденького студента Щепкинского театрального училища.

– Никита, а ведь это твой герой, – протянула фото режиссеру.

Михалков, глянув на фотографию, согласился. Но когда Меньшикова все-таки отловили в коридорах «Щепки», он поразил даже видавшего виды Михалкова. На снисходительный вопрос Никиты Сергеевича «Ну что, будем работать?» дебютант смело ответил: «Пока не знаю, я сценарий не читал».

Фильм еще не вышел на экран, а в киношной тусовке пошел слух: «Михалков нашел безумно талантливого парня. Быть ему звездой».

Как Никита Михалков стал официантом

Почти весь фильм снимали в Днепропетровске. И только ради сцены гулянки в ресторане группа приехала в Пущино, где Никита Михалков уже снимал свои предыдущие картины – «Несколько дней из жизни Обломова» и «Неоконченную пьесу для механического пианино».

– В той гостинице, где мы когда-то жили, как раз построили ресторан, – вспоминает давний соратник Никиты Михалкова и художник фильма Александр Адабашьян. – Из-за каких-то бюрократических проволочек ресторан еще не открыли, хотя внутри все было готово к приему посетителей. Туда-то нас и пустили снимать сцену с банкетом. В эпизодах играла вся съемочная группа. Мы с Никитой были официантами, наш оператор Павел Лебешев – поваром, один из посетителей ресторана – парень с черными усиками – на самом деле ассистент режиссера Тамара Кудрина.

В этом же ресторане вся группа осталась праздновать окончание съемок. Так что вкусный реквизит – огромная индейка, которую проносит по залу повар, все напитки и закуски – был использован по назначению.

Как переделывали картину

Высокое имя и положение Никиты Михалкова не защитили фильм от привычных придирок.

– Какой-то странный у вас фильм, – непонимающе вздыхали начальники. – У героини Нонны Мордюковой муж – алкоголик, дочь ее тоже неустроенна. Да и внучка – того, со странностями. Короче, какие-то они все несоветские, ваши герои.

Около года картина пролежала на полке, пока режиссер вырезал то один, то другой не понравившийся кусок. Переснимали сцену с мальчишками-новобранцами – не понравился намек на Афганистан. Сцену с бегуном пришлось снимать в Киеве. Оказалось, что стадион «Метеор», на который выходили окна снятой для съемок квартиры, находится на фоне какого-то секретного завода. А ну как враг увидит трубу «ящика»? Так что ради одного кадра вся группа ездила в Киев. И таких моментов было много.

– Но это не была какая-то тяжкая битва, – подчеркивает Александр Адабашьян. – В те годы все картины проходили такой тщательный отбор, поэтому мы не удивлялись. Самое главное, что сегодня, думая об этом фильме, вспоминаю только самое хорошее.

Как Том Сойер стал девочкой

Дочку Светланы Крючковой и – соответственно – внучку Нонны Мордюковой довелось сыграть маленькому Феде Стукову. Актер, который сразу после «Родни» снялся в прославившем его «Томе Сойере», до сих пор не может понять: и с чего это именно ему досталась столь странная роль?

– Ведь в пробах участвовало очень много девочек, но Никита Сергеевич почему-то решил, что должен играть я, – рассказывает Федор.

Возможно, причина кроется в том, что Федор уже работал вместе с Михалковым. До «Родни» был еще фильм «Несколько дней из жизни Обломова». Вероятно, режиссер решил не испытывать судьбу и взять на детскую роль уже проверенного человечка.

– Я совершенно не комплексовал по поводу своего неожиданного образа, – вспоминает Федор. – А уже с девчачьими причиндалами к концу картины и вовсе сросся. Наверное, это потому, что работалось просто изумительно. Ни до, ни после «Родни» я никогда не купался в такой доброй и милой атмосфере. Хотя мне тогда было всего семь лет, помню все до мельчайших подробностей. Даже номер гостиницы, в которой мы жили в Днепропетровске. До сих пор в памяти та квартира, где мы якобы жили. Она выходила окнами на стадион «Метеор», где играл «Днепр». Может быть, с тех пор я так люблю футбол. А еще запомнилось, как Никита Сергеевич учил меня водить машину. Я сидел у него на коленях, а он мне помогал рулить. Это был мой первый опыт вождения. Вообще мне повезло, меня так все любили! И Нонна Викторовна Мордюкова, и Светлана Крючкова. И я пытался им соответствовать, как умная дочка и внучка.

Читайте также:
Соната для Веры (2015) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

За кадром фильма «Родня»: Как съемки едва не стоили жизни Нонне Мордюковой

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Автором сценария к фильму «Родня» был Виктор Мережко. Он написал его специально для Нонны Мордюковой. Актриса прочитала его за одну ночь и тут же дала согласие на съемки. При этом, по ее мнению, такой фильм мог снять только один режиссер – Никита Михалков, и она сама ему позвонила. Сценарий ему понравился, и режиссер согласился приступить к работе. На тот момент актриса даже не подозревала, чем обернется для нее это решение.

К съемкам приступили летом 1980 г. С первых же дней между режиссером и актрисой начались конфликты. Первый из них возник из-за того, что они по-разному представляли себе внешний облик главной героини. Михалков хотел видеть простую деревенскую женщину, а Мордюкова отказывалась появляться на съемочной площадке без макияжа и прически. Актриса жаловалась своей сестре, что режиссер над ней издевается, превращая ее в « страшную тетку с серебряными зубами ». В сердцах она даже покинула съемки и вернулась только после того, как узнала слухи о том, что ее роль хотят отдать Римме Марковой.

Виктор Мережко рассказывал, что реакция темпераментной актрисы была очень бурной: « Чего?! А чего это вдруг, какое он имеет право? Сценарий чей, твой?» Я говорю: «Сценарий уже «Мосфильму» принадлежит, это не мой сценарий». – «Так заберём! Деньги вернёшь, заберём! Римму Маркову он будет… Не будет Римма Маркова там сниматься – я буду! ». Как оказалось, Михалков нарочно пошел на эту хитрость, чтобы вернуть Мордюкову, – и не прогадал. В результате она пошла на уступки и согласилась даже на вставные зубы, химическую завивку и нелепую футболку с эмблемой Олимпиады-1980. А Римма Маркова все же снялась в фильме, правда, в роли администратора гостиницы.

Узнав о том, что в фильме снимается Нонна Мордюкова, местные жители собирались вокруг съемочной площадки и ждали обеденных перерывов, чтобы угостить любимую артистку: приносили картошку, соленые огурцы, сало и даже самогон. Мордюкова сидела на скамейке и сортировала всю эту снедь, чтобы досталось всем членам съемочной группы.

Сложнее всего Нонне Мордюковой дался эпизод с танцем в ресторане. Актриса ни в чем не хотела уступать своему партнеру Юрию Богатыреву, и на репетициях себя не щадила, хотя состояние ее здоровья на тот момент и не позволяло ей так лихо отплясывать. Все это едва не завершилось трагедией: после одной из репетиций актрисе стало плохо, ее увезли на «скорой». В больнице оказалось, что у нее случился сердечный приступ. Актриса не призналась в том, что незадолго до съемок пролежала в больнице почти полтора месяца с сердечной недостаточностью. К счастью, на тот момент все обошлось. Спустя три дня Мордюкова снова приступила к съемкам.

Светлане Крючковой, которая исполнила в фильме роль дочери главной героини, тоже пришлось несладко: « У меня были каблуки 10 сантиметров, комбинезон, наглухо застёгнутый весь день, наклеенные ногти, что по тем временам вообще было необычно, химическая завивка. Этот образ, придуманный Никитой Михалковым, был очень далёк от моего собственного ». Правда, она тогда была начинающей актрисой и спорить с режиссером даже не думала.

Читайте также:
Мир Дикого Запада (2016) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Немногие из зрителей узнали в девочке Иришке, внучке главной героини, юного актера Федора Стукова, который в том же году снялся в главной роли в фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», а спустя год – в «Острове сокровищ». Михалкову так и не удалось найти подходящую девочку на эту роль – все претендентки выглядели недостаточно нахальными, и Иришку пришлось сыграть Федору, с которым режиссер уже работал в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». В будущем Стуков стал режиссером телепередач и реалити-шоу, а в качестве актера появился на экранах только трижды после долгого перерыва.

Съемки фильма проходили не в павильоне, а в настоящей квартире, на настоящем вокзале и в настоящем ресторане. Подходящим местом для съемок режиссеру показался город Днепропетровск. Там жил брат сценариста Виктора Мережко, и он подал эту идею Михалкову. Из окон выбранной квартиры открывался вид на стадион, за матчем на котором наблюдала в одной из сцен героиня Мордюковой. Однако и тут возникли сложности. Дело в том, что во времена СССР Южный машиностроительный завод в Днепропетровске выполнял заказы для оборонной промышленности. Из-за этого город считался режимным объектом. Администрация дала разрешение на съемки с условием: в кадр не должен попадать «Южмаш». Но он находился как раз возле стадиона. Поэтому эти кадры частично пришлось снимать в Киеве.

При сдаче фильма снова возникли проблемы, из-за которых «Родня» полтора года пролежала на полке. Цензорам фильм показался опасным и не соответствующим советской действительности. В руководстве Госкино Михалкову заявили, что « таким увидеть советский народ можно было только из окна «Мерседеса ». Картине дали 4-ю категорию и закрыли. Пришлось вырезать сцены с солдатами – в это время шла Афганская война, и эти кадры вызывали «ненужные» ассоциации с военными действиями. Кроме этого, пришлось внести огромное количество правок. И только после того, как фильм однажды посмотрел и оценил Юрий Андропов, категорию тут же изменили на первую, и «Родню» выпустили в прокат.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Как снимали фильм «Родня»

10 лет назад, 6 июля 2008 г. ушла из жизни знаменитая актриса, народная артистка СССР Нонна Мордюкова. Она сыграла более 60 ролей в кино, одной из самых ярких из них стала Мария Коновалова в фильме Никиты Михалкова «Родня». Зрители рыдали от смеха в эпизоде ее танца с Богатыревым («Танцевать, теща!»), не подозревая о том, что этот танец чуть не стал для актрисы последним…

Автором сценария к фильму «Родня» был Виктор Мережко. Он написал его специально для Нонны Мордюковой. Актриса прочитала его за одну ночь и тут же дала согласие на съемки. При этом, по ее мнению, такой фильм мог снять только один режиссер – Никита Михалков, и она сама ему позвонила. Сценарий ему понравился, и режиссер согласился приступить к работе. На тот момент актриса даже не подозревала, чем обернется для нее это решение.

К съемкам приступили летом 1980 г. С первых же дней между режиссером и актрисой начались конфликты. Первый из них возник из-за того, что они по-разному представляли себе внешний облик главной героини. Михалков хотел видеть простую деревенскую женщину, а Мордюкова отказывалась появляться на съемочной площадке без макияжа и прически. Актриса жаловалась своей сестре, что режиссер над ней издевается, превращая ее в «страшную тетку с серебряными зубами». В сердцах она даже покинула съемки и вернулась только после того, как узнала слухи о том, что ее роль хотят отдать Римме Марковой.

Виктор Мережко рассказывал, что реакция темпераментной актрисы была очень бурной: «Чего?! А чего это вдруг, какое он имеет право? Сценарий чей, твой?» Я говорю: «Сценарий уже «Мосфильму» принадлежит, это не мой сценарий». – «Так заберём! Деньги вернёшь, заберём! Римму Маркову он будет… Не будет Римма Маркова там сниматься – я буду!». Как оказалось, Михалков нарочно пошел на эту хитрость, чтобы вернуть Мордюкову, – и не прогадал. В результате она пошла на уступки и согласилась даже на вставные зубы, химическую завивку и нелепую футболку с эмблемой Олимпиады-1980. А Римма Маркова все же снялась в фильме, правда, в роли администратора гостиницы.

Узнав о том, что в фильме снимается Нонна Мордюкова, местные жители собирались вокруг съемочной площадки и ждали обеденных перерывов, чтобы угостить любимую артистку: приносили картошку, соленые огурцы, сало и даже самогон. Мордюкова сидела на скамейке и сортировала всю эту снедь, чтобы досталось всем членам съемочной группы.

Читайте также:
Овод (1980) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Сложнее всего Нонне Мордюковой дался эпизод с танцем в ресторане. Актриса ни в чем не хотела уступать своему партнеру Юрию Богатыреву, и на репетициях себя не щадила, хотя состояние ее здоровья на тот момент и не позволяло ей так лихо отплясывать. Все это едва не завершилось трагедией: после одной из репетиций актрисе стало плохо, ее увезли на «скорой». В больнице оказалось, что у нее случился сердечный приступ. Актриса не призналась в том, что незадолго до съемок пролежала в больнице почти полтора месяца с сердечной недостаточностью. К счастью, на тот момент все обошлось. Спустя три дня Мордюкова снова приступила к съемкам.

Светлане Крючковой, которая исполнила в фильме роль дочери главной героини, тоже пришлось несладко: «У меня были каблуки 10 сантиметров, комбинезон, наглухо застёгнутый весь день, наклеенные ногти, что по тем временам вообще было необычно, химическая завивка. Этот образ, придуманный Никитой Михалковым, был очень далёк от моего собственного». Правда, она тогда была начинающей актрисой и спорить с режиссером даже не думала.

Немногие из зрителей узнали в девочке Иришке, внучке главной героини, юного актера Федора Стукова, который в том же году снялся в главной роли в фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», а спустя год – в «Острове сокровищ». Михалкову так и не удалось найти подходящую девочку на эту роль – все претендентки выглядели недостаточно нахальными, и Иришку пришлось сыграть Федору, с которым режиссер уже работал в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». В будущем Стуков стал режиссером телепередач и реалити-шоу, а в качестве актера появился на экранах только трижды после долгого перерыва.

Съемки фильма проходили не в павильоне, а в настоящей квартире, на настоящем вокзале и в настоящем ресторане. Подходящим местом для съемок режиссеру показался город Днепропетровск. Там жил брат сценариста Виктора Мережко, и он подал эту идею Михалкову. Из окон выбранной квартиры открывался вид на стадион, за матчем на котором наблюдала в одной из сцен героиня Мордюковой. Однако и тут возникли сложности. Дело в том, что во времена СССР Южный машиностроительный завод в Днепропетровске выполнял заказы для оборонной промышленности. Из-за этого город считался режимным объектом. Администрация дала разрешение на съемки с условием: в кадр не должен попадать «Южмаш». Но он находился как раз возле стадиона. Поэтому эти кадры частично пришлось снимать в Киеве.

При сдаче фильма снова возникли проблемы, из-за которых «Родня» полтора года пролежала на полке. Цензорам фильм показался опасным и не соответствующим советской действительности. В руководстве Госкино Михалкову заявили, что «таким увидеть советский народ можно было только из окна «Мерседеса». Картине дали 4-ю категорию и закрыли. Пришлось вырезать сцены с солдатами – в это время шла Афганская война, и эти кадры вызывали «ненужные» ассоциации с военными действиями. Кроме этого, пришлось внести огромное количество правок. И только после того, как фильм однажды посмотрел и оценил Юрий Андропов, категорию тут же изменили на первую, и «Родню» выпустили в прокат.

Мальчик вместо девочки и 200 поправок: факты о фильме «Родня»

Трагикомедия «Родня» — вершина айсберга. А сам айсберг — кропотливая работа съемочной группы, прошедшей через конфликты и запреты и все же достигшей народного признания.

Теща для вдохновения

По замыслу сценариста Виктора Мережко, центральным персонажем фильма должна была стать теща — шумная, энергичная, веселая, но по простоте душевной не понимающая городскую жизнь. Самым лучшим прототипом для этого образа стала его собственная теща, приехавшая в гости с целой сумкой домашней консервации.

Созданный Мережко образ настолько точно отображал сельский дух, что утвержденная на роль тещи Н. Мордюкова сначала отказывалась играть эту роль. Ей не хотелось предстать перед зрителями с прической в виде химзавивки и в характерных для сельской местности нарядах. К счастью, Михалков сумел убедить актрису сыграть эту роль. А энергичности, веселья и задора у Ноябрины Викторовны всегда было с избытком.

Как мальчик сыграл девочку

Занимательной подробностью стало то, кого нашли для исполнения роли внучки главной героини. Среди девочек подходящих кандидатур, способных воплотить нахальный образ Иришки, не оказалось вовсе. А вот среди мальчиков нашелся Федя Стуков. Он играл у Михалкова и раньше в картине «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Возможно, режиссер после многих неудачных проб решил довериться уже проверенному маленькому актеру.

Читайте также:
Отпетые мошенницы (2019) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Девчонку Федя сыграл лучше, чем любая настоящая актриса. Внучка Марии Коноваловой была нахальная, раскрепощенная и без комплексов. Интересно, что Стукова «тренировали» на роль девочки, но мальчик сам так входил в образ, будто бы перерождался в противоположный пол. Федору настолько легко было играть, что половина этой роли стала его собственной импровизацией.

Банкет после съемок

Одной из самых полюбившихся зрителям сцен стал танец Богатырева и Мордюковой, по сюжету, зятя и тещи. Его снимали в еще «необкатанном» — недавно построили, а в эксплуатацию пока не сдали — ресторане.

Чтобы создать атмосферу полной непринужденности, в эпизодических ролях обслуживающий персонал играла вся съемочная группа. На кухне и в зале мелькали режиссер Никита Михалков, оператор Павел Лебешев, Александр Адабашьян. Кстати, здесь сняли эпизод, в котором официант с модными по тому времени усиками выпил на кухне чашку кофе.

Если роль внучки главной героини сыграл мальчик, то в роли официанта снялась женщина. Ею оказалась ассистент режиссера Тамара Кудрина. Блюда, подаваемые на столы, были натуральными. Шашлык, салаты, напитки и главное, с чем красовался посреди зала официант, — большая печеная индейка. Неудивительно, что после окончания съемок все эти произведения «кулинарного» искусства стали достоянием тех, кто участвовал в работе. Этот банкет действительно был реальным.

Поправки к фильму

В то время фильм не мог сразу после съемок выйти в прокат. Сначала нужно было пройти цензуру. Художественный совет «покопался в сюжете» добросовестно. Забраковали эпизод с летящими в самолете солдатами: это вызвало у цензоров ассоциацию с войной в Афганистане. По ходу фильма Мария влепила оплеуху Стасику. Такую «любезность» худсовет расценил как аморальное поведение. По их убеждению, советская женщина не должна себе позволять такого поведения.

Благодаря импровизациям Феди Стукова, сыгравшего роль дочки Стасика, якобы появился образ ребенка из буржуазного общества. Западная музыка и внешний вид Ирочки не должны быть примером для советских детей. В общем, цензура обязала Михалкова переделать около 200 эпизодов в фильме.

Если учесть, что продолжительность всей ленты 98 минут, то проект нужно было снять заново, но на выходе была бы уже совсем другая картина.

Для всенародного просмотра этот фильм спас сам Генеральный Секретарь ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов. Ему понравилась работа, и генсек дал добро на прокат с минимальными правками. Пересъемки и вырезания недозволенного заняли почти год, поэтому на экранах Родня появилась в 1981 году.

Танцы до инфаркта

Зрители смаковали танец зятя и тещи не только из-за его комичности. Смысл слов «Танцевать, теща!» стал понятен после того, как память Стаса нарисовала ему картинку с оплеухой от тещи. После этого зятя уже было не удержать.

Мужчины поняли его сразу. Но во время съемок все было не так просто. У Нонны Викторовны была сердечная недостаточность, с которой актриса лежала в больнице за полтора месяца до съемок. Михалков об этом не знал и устроил актрисе репетицию с хореографом. Подстегиваемая самолюбием, Мордюкова всеми силами старалась не отстать от младшего по возрасту учителя танцев.

Эти состязания на репетициях чуть не стали для Нонны Викторовны последними в жизни. Ей стало плохо после того, как съемочная группа разошлась по своим делам. С трудом дойдя до живущей неподалеку подруги, Мордюкова попросила лекарства.

Пришлось вызывать скорую помощь. Диагноз, поставленный врачами, оказался серьезным — сердечный приступ. Хотя в больнице актрису поставили на ноги, вряд ли бы она смогла продолжать репетиции. Но ее хореограф сам попал в аварию: «подготовительные курсы» закончились сами собой.

Во время просмотра киноленты вряд ли кто-то задумывается о том, через какие испытания проходят актеры и авторы, чтобы вышел фильм продолжительностью чуть больше часа. Эти малоизвестные подробности помогут осмыслить работу съемочной группы кинофильма «Родня».

Родня (1981)

Рейтинг фильма
Кинопоиск 7.9 IMDb 7.5 Описание фильма оригинальное название:

Родня

Фильм в иронической манере повествует о сложных взаимоотношениях близких друг другу людей. Главная героиня в простоте душевной пытается «склеить» распавшуюся семью любимой дочери. Действуя из самых добрых побуждений, она не в состоянии понять, почему ее вмешательство вызывает столь бурный протест…

Видео к фильму «Родня», 1981

Отзывы критиков о фильме «Родня», 1981

Уникально житейский и душераздирающий фильм о том, что примирение с предками и корнями есть ключ к семейному счастью. Советская жизнь показана без антисоветщины, но в детстве запомнился предчувствием грядущих невозвратных перемен. Хотя… проблемы нарушения личностных границ, взаимопонимания поколений, глубинки — большого города, проблемы выбора остались всё те же. Нелюбимая дочь свалила от нелюбимой матери из деревни в город, вышла за нелюбимого мужчину, родила нежеланного нелюбимого ребёнка и искалечила ему психику. Зато все как у людей… Потом удивляются, откуда столько тепличной молодёжи нессимметричной… В роли странной девочки мальчик. Может быть впервые в мировом кинематографе подразумевался ребёнок-трансгендер?

Читайте также:
Птица (2017) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Мордюкова неотразима. Её заслуженно включили в двадцатку самых выдающихся актрис 20-го века! Не играет — живёт жизнью простой женщины из народа, по образу которой в современном кинематографе зрители в последнее время давно соскучились.

21 июля 2019

Перестроечная чернуха.

Фильм снят профессионально, тут не поспоришь. Но какова сверхзадача фильма? Что и как показывает режиссёр фильмом? Режиссёр ставит задачу уничижения человека. Михалкову надо показать людей глупыми, пьяными, неприятными. Глядя картину, зритель не сопереживает героям, зритель смотрит с тяжёлым ощущением. Герои фильма все как один не вызывают эмпатии, все они живут как непутёвые, испорченные, беспутные, сволочные, глупые, пьяные. Михалков и ему подобные сокуровы и прочие деятели, уничтожавшие советский великий кинематограф, начали снимать перестроечную чернуху ещё до начала собственно перестройки.

Советский кинематограф всегда ставил сверхзадачей воспитание, развитие, возвышение человека. Буржуазная власть, как реакционная, ставит себе противоположную задачу — унижение человеческого достоинства, втаптывание человека в грязь, не воспитание и развитие личности, а подавление, деградацию культуры, деструкцию, дезориентацию человека. И антисоветчики михалковы, сокуровыи прочие, которые теперь обласканы буржуазной властью начали снимать свою чернуху не в 90-е годы, а ещё с конца 70-х годов.

Ощущение от фильма тяжёлое. Он снят для того, чтобы плюнуть в душу человеку, чтобы создать образ поголовно неблагополучного быта, поголовно изломанных судеб, пьянства, испорченных детей, разрушенных семей.

В фильме нет ни одного человека, которого режиссёр не унизил бы, не показал бестолковым идиотом, недостойным счастья, недостойным сочувствия зрителя.

Кроме прочего, именно вот такими фильмами рушили рабочую власть и Советский Союз. И те, кто лучше других проявил себя на этом поприще, теперь — «лучшие люди», «заслуженные деятели» буржуазной России, на короткой ноге с президентом, определяют культуру современной России.

6 декабря 2016

Не забывай свои корни

Однажды я спросила у подруги, нравится ли ей фильм Никиты Михалкова «Родня» (хотя вопрос изначально был поставлен неверно, этот фильм не может не понравиться). Ответ меня огорчил. Подруга сказала, что не воспринимает российское кино, что наши режиссеры не умеют ничего снимать. Стало как-то горько на душе, как можно так рассуждать, если ты не видела один из самых сильных фильмов нашего кинематографа. Это правда. Такие фильмы как «Родня» долго не отпускают, заставляют задуматься, а в героях Михалкова мы узнаем себя.

Теперь о главном. Нонна Мордюкова не нуждается в представлении. Она — украшение этого фильма. Ей отведены лучшие сцены и моменты в «Родне». Мария Коновалова — простая русская женщина, которая меньше всего думает о себе. Она полна любви, сострадания к людям. Эта женщина прямолинейна, часто рубит с плеча. Но почему эта героиня так полюбилась русскому зрителю? Потому что Мария Коновалова — это настоящий человек с большой и прекрасной душой, которой хватит на всех, она согреет своим теплом не только родных, но и незнакомцев. Мария Коновалова готова спасти и принять бывшего мужа-алкоголика, простить все причиненные ей обиды. Она сделает все, чтобы воссоединить семью своей дочери, чтобы ее внучка жила в полной семье.

Михалков показал городское отношение к семье, где развод, открытые измены, отчуждение, равнодушие — это норма. И на фоне всей этой серости и бездушия появляется самобытная Мария Коновалова, женщина из деревни, которая не забывает своих родственных корней, для которой семья — это самая высшая ценность.

В «Родне» много смешных сцен, доходящих до абсурда и слез. И в любом эпизоде можно узнать когда-то увиденное или пережитое в своей судьбе. А сцены с танцами, руганью, кулачным ударом тещи — настоящие шедевры.

Этот фильм собрал много интересных и многоплановых актеров. Особенно хочется выделить Светлану Крючкову, Андрея Петрова, Юрия Богатырева, Федора Стукова, а также небольшую, но запоминающуюся роль молодого Олега Меньшикова.

И, конечно же, к созданию фильма не мог не приложить свою музыкальную руку Эдуард Артемьев, его мелодии трогают до глубины души. Именно для «Родни» композитор сочинил фантастические по своему восприятию композиции. Их помнят и любят по сей день.

Спасибо Никите Михалкову за этот бесценный фильм, который навсегда останется в моем сердце. Не забывайте свои корни, друзья. Родня превыше всего.

26 марта 2015

Название фильма сразу ответило на вопрос: «Смотреть фильм или нет?». Ведь родня, родные — это люди, которые волей или неволей находятся на протяжении нашей жизни, рядом или на расстоянии.

Читайте также:
Судья Дредд (1995) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Фильм советский, режиссером является молодой Михалков. Каких-то ярких красок в этом фильме нет, но он и хорош своими приглушенными тонами, которые передают настроение всего фильма.

Когда живешь далеко от родных, с одной стороны, это и лучше, т. к. думаешь, что все у них хорошо. Но когда ты навещаешь их, видишь их жизнь изнутри, все твои представления о том как они живут, часто развеиваются. Ты пытаешься всеми силами помочь, принести пользу, но зачастую получается наоборот. От этого становится очень горько и досадно, т. к. ты же все делаешь из благих побуждений. Не зря пословица гласит: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Так и вышло с главной героиней фильма. Но несмотря на слишком ярые попытки исправить ситуацию в семье дочери, симпатизируешь Марии. Она очень правдивая, даже слишком простая, с огромным добрым сердцем. Вот это ее доброе сердце простило, а может просто пожалело бывшего мужа. Но то, что прошло, уже не вернуть и ничего не изменить.

Внимание привлек еще один герой- Юрий Николаевич. Человек безобидный, скромный. Судьба его сложилась не так, как хотелось бы, и встреча его с Марией предоставляется ему как шанс стать счастливым, любить и быть любимым. Однако за свое счастье он не умеет бороться, в силу своего характера, а может просто понимает, что насильно мил не будешь. Слезы Юрия Николаевича, при последней встрече с Марией, очень трогают. Все таки хочется верить и надеяться, что его дальнейшая жизнь сложится хорошо, будет наполненной смыслом, какой была несколько дней в окружении Марии.

«Одинокая женщина, одинокий мужчина- это не прилично». И действительно, в советское время так и считалось. Институт семьи стоял на первом месте. Семья была ячейкой общества, ее создавали очень ответственно и обдуманно.

Данный фильм я советую посмотреть всем, только ради того, чтобы еще раз убедиться, что семья- это самое ценное в жизни. И отпустите обиды, которые держите на своих близких. Родных не выбирают. Нужно их любить и принимать такими, какие они есть.

15 сентября 2014

Социально-бытовая постановка в стиле Чехова

Простая русская женщина Мария едет из деревни в столицу проведать дочь Нину и её семью. В пути она знакомится с нелепым пожилым инженером, который впоследствии будет в романтических целях преследовать её в Москве. А по приезде героиня узнаёт, что жизнь дочери рушится: муж её оставил, дочка превратилась в оторву, а ей самой похоже на это плевать, так как у неё появился «Гена с работы», и заботит её лишь карьера. Поначалу Мария пытается склеить распавшийся брак дочери. Но благая затея кончается руганью с зятем и скандалом с Ниной. Видя что материальное благополучие для городских важнее духовного, героиня решает вернуться домой…

«-Приезжали меня сватать на серой кобыле. Барахло моё забрали, а меня забыли.» (с)

Громкий и пёстрый, одновременно смешной и грустный- этот фильм стал пожалуй самым запоминающимся и «народным» в творчестве Никиты Сергеевича Михалкова, и за прошедшие с момента его выхода годы, был разобран на цитаты и афоризмы. Нельзя сказать, что это несправедливо. Кино это профессионально написанное и мастерски поставленное, к тому же выдержанно в жанре «трагикомедии» (как почти все фильмы данного режиссёра), и являет собой яркий пример остросоциального, глубокого и вовсе не «идеалогизированного» (а в советские времена практически любой фильм был так или иначе об успехах строительства коммунизма на 1,6-суши), нацеленного на широкого зрителя произведения. К тому же снятого о современности и рассматривающего проблемы терзающие (до сих пор) внешне благополучное общество. Которое в виду произошедшей со временем метаморфозы превратилось из общества созидания в общество потребления. Где в (на первый взгляд) бесхитростном сценарии кроется большая дуля тогдашнему руководству ГосКино. В самом деле, разве обычный, среднестатистический «совковый» режиссёр смог бы поставить такую картину? Однозначно -снять в начале 80-ых кино сильное, умное и поднимающие целый ворох общественных и семейных, общечеловеческих проблем, которое выдаёт себя за комедию, а на самом деле является драмой- мог только настоящий мастер. И постановщик данной ленты как раз такой человек. Ещё с начала 70-ых за Никитой Михалковым закрепилась репутация талантливого режиссёра и сценариста, способного даже, вроде бы заунывный и скучный, чисто «разговорный» сюжет превратить в невероятно увлекательное произведение. Самые сильные и лучшие картины режиссёра именно что «камерные», или преимущественно состоящие из диалогов интересных и запоминающихся персонажей. Никита Сергеевич остался верен себе и в этом фильме. Поэтому начав смотреть «Родню» -от экрана вы точно не оторвётесь!

Читайте также:
Северный ветер (2009) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

«-Хозяев у нас давно нет. С хозяевами мы в семнадцатом покончили.» (с)

Стоит заметить, что до «Родни» Михалков не снимал кино о современности. Все его предыдущие картины, и даже дипломная «полнометражка», хоть и поднимали некоторые актуальные проблемы, были поставлены в жанре исторического кино. А тут режиссёр обратился к современным реалиям. Что в те времена, ещё на стадии анонса вероятно заинтриговало его (убеждён имевшихся уже тогда) поклонников. И даже на бледном и скупом на размах творческой мысли изначальном, «советско-бытовом» сюжете, что выдал из под своего пера автор сценария Виктор Мережко (с которым Михалков был ещё тогда в приятельских отношениях) -режиссёр смог снять кино экстра класса. В котором есть всё признаки удачного произведения: интересная история взаимоотношений персонажей, запоминающиеся (даже эпизодические) герои и многочисленные, ставшие в последствии крылатыми фразы. А так же, как всегда прекрасная музыка Эдуарда Артемьева, и изобретательная работа великого, русского оператора Павла Лебешева. Эти двое были постоянными сотрудниками Никиты Сергеевича, на всех его фильмах. Правда в середине 80-ых, между Лебешевым и Михалковым случился творческий конфликт и они надолго расстались. И незадолго до смерти Павла Тимофеевича мэтры померились, причём весьма «плодотворно» -при помощи Лебешева Михалков снял самый грандиозный и лучший свой фильм -неподражаемого «Сибирского Цирюльника».

«-С утра до вечера — как рыба об лёд, как рыба об лёд!» (с)

На съёмках ленты были заняты сплошь профессионалы самого высокого уровня. Главную героиню, простую русскую бабу Марию играет великая Нонна Мордюкова, и она приносит на экран без малого -целый ураган эмоций! Эта роль -одна из лучших в её богатой фильмографии. Так же тут задействованы: Светлана Крючкова (её «городская» дочь Нинка),Иван Бортник (алкаш Вовчик-бывший муж Марии), Андрей Петров («рыбный» инженер и «кавалер героини) и тогдашний «талисман» режиссёра, которого он снимал практически во всех своих фильмах — Юрий Богатырёв в небольшой, но значительной и смешной роли зятя героини-городского пижона Стасика. Знаю, глядя на экран трудно поверить, но роль внучки Марии -озорной непоседы Иришки, исполнил маленький Федя Стуков (ныне известный по «ностальгическому» ТВ-сериалу СТС «Восьмидесятые»). А так же, на съёмках «Родни» состоялась судьбоносная встреча Никиты Сергеевича и только начинающего свой актёрский путь, молодого Олега Евгеньевича Меньшикова. В последствии их союз подарит не одну выдающуюся картину, и мэтры встретятся ещё не раз, как в кадре так и за кадром. Здесь же, Меньшиков сыграл небольшую роль старшего сына Вовчика. С ним встречается Мария, когда приходит ругаться из-за того, что те выгнали пьяницу из семьи. И небольшой но трогающий за живое монолог Кирилла и героини -не может не произвести впечатление на зрителя. К тому же многие русские семьи сталкивались, и до сих пор сталкиваются с проблемой пьянства главы этой самой семьи. А молодой человек, так нечего хорошего в жизни и не видевший, вот-вот уйдёт в армию (и исходя из того, что советская армия в те годы ведёт боевые действия на территории «дружественного» Афганистана- парень так нечего больше и не увидит). Все названные, а также многочисленные-не названные актёры, играют как обычно в фильмах данного режиссёра на высоте, показывая без малого чего стоит русская актёрская школа. По истину -нет «проходных» и маленьких ролей -есть бездарные актёры. И ансамбль «Родни» это подтвердил -все показанные в картине персонажи -живые и запоминающиеся.

Как это часто было в те годы, после окончания съёмок и демонстрации смонтированной ленты, «киношное» начальство подвергло «Родню» цензуре. Михалков тогда не был в области искусства так авторитарен как сейчас, и фактически не чего не мог с этим поделать -иначе фильму грозила бы «полка». Хотя убрали из картины не много (например монолог Вовчика о пьянстве, все намёки на Афганскую войну, грустную русско-народную песню в прологе и кое-какие мелочи), думаю если бы тот вырезанный материал остался, можно было бы выпустить «режиссёрскую» версию. Которая была бы более сильной в драматургическом плане. В любом случае -«Родня», пусть и не лучшая но далеко не последняя работа мастера. А проходных, или откровенно слабых картин в его фильмографии нет вовсе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: