Чем больше женщину мы любим тем меньше нравимся мы ей пушкин стих

Александр Пушкин — Чем меньше женщину мы любим: Стих

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян:
Ловласов обветшала слава
Со славой красных каблуков
И величавых париков.

  • Следующий стих → Наталья Крандиевская-Толстая — Видно, надо собираться
  • Предыдущий стих → Борис Корнилов — Из автобиографии

Читать похожие стихи:

  1. Александр Пушкин — На Колосову
  2. Александр Пушкин — Голицыной
  3. Александр Пушкин — Опять увенчаны мы славой
  4. Александр Пушкин — Талисман
  5. Александр Пушкин — На Аракчеева (В столице он капрал)

Отзывы к стихотворению:

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Глава четвертая

La morale est dans la nature des choses.
Necker[42]

I. II. III. IV. V. VI

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян:
Ловласов обветшала слава
Со славой красных каблуков
И величавых париков.

Кому не скучно лицемерить,
Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Всё те же слышать возраженья,
Уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!
Кого не утомят угрозы,
Моленья, клятвы, мнимый страх,
Записки на шести листах,
Обманы, сплетни, кольцы, слезы,
Надзоры теток, матерей,
И дружба тяжкая мужей!

Так точно думал мой Евгений.
Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим,
Желаньем медленно томим,
Томим и ветреным успехом,
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом:
Вот как убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет.

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут– мигом утешался;
Изменят– рад был отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья,
Чуть помня их любовь и злость.
Так точно равнодушный гость
На вист вечерний приезжает,
Садится; кончилась игра:
Он уезжает со двора,
Спокойно дома засыпает
И сам не знает поутру,
Куда поедет ввечеру.

Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил;
И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет, и вид унылый;
И в сладостный, безгрешный сон
Душою погрузился он.
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.
Теперь мы в сад перелетим,
Где встретилась Татьяна с ним.

Минуты две они молчали,
Но к ней Онегин подошел
И молвил: «Вы ко мне писали,
Не отпирайтесь. Я прочел
Души доверчивой признанья,
Любви невинной излиянья;
Мне ваша искренность мила;
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства;
Но вас хвалить я не хочу;
Я за нее вам отплачу
Признаньем также без искусства;
Примите исповедь мою:
Себя на суд вам отдаю.

Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единой,—
То, верно б, кроме вас одной,
Невесты не искал иной.
Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я, верно б, вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив… сколько мог!

Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит Гименей
И, может быть, на много дней.

Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днем и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Таков я. И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?
Ужели жребий вам такой
Назначен строгою судьбой?

Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Послушайте ж меня без гнева:
Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так, видно, небом суждено.
Полюбите вы снова: но…
Учитесь властвовать собою:
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет».

Так проповедовал Евгений.
Сквозь слез не видя ничего,
Едва дыша, без возражений,
Татьяна слушала его.
Он подал руку ей. Печально
(Как говорится, машинально)
Татьяна молча оперлась,
Головкой томною склонясь;
Пошли домой вкруг огорода;
Явились вместе, и никто
Не вздумал им пенять на то:
Имеет сельская свобода
Свои счастливые права,
Как и надменная Москва.

XVIII

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство,
Хотя людей недоброхотство
В нем не щадило ничего:
Враги его, друзья его
(Что, может быть, одно и то же)
Его честили так и сяк.
Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас, Боже!
Уж эти мне друзья, друзья!
Об них недаром вспомнил я.

А что? Да так. Я усыпляю
Пустые, черные мечты;
Я только в скобках замечаю,
Что нет презренной клеветы,
На чердаке вралем рожденной
И светской чернью ободренной,
Что нет нелепицы такой,
Ни эпиграммы площадной,
Которой бы ваш друг с улыбкой,
В кругу порядочных людей,
Без всякой злобы и затей,
Не повторил стократ ошибкой;
А впрочем, он за вас горой:
Он вас так любит… как родной!

Гм! гм! Читатель благородный,
Здорова ль ваша вся родня?
Позвольте: может быть, угодно
Теперь узнать вам от меня,
Что значит именно родные.
Родные люди вот какие:
Мы их обязаны ласкать,
Любить, душевно уважать
И, по обычаю народа,
О Рождестве их навещать
Или по почте поздравлять,
Чтоб остальное время года
Не думали о нас они…
Итак, дай Бог им долги дни!

Зато любовь красавиц нежных
Надежней дружбы и родства:
Над нею и средь бурь мятежных
Вы сохраняете права.
Конечно так. Но вихорь моды,
Но своенравие природы,
Но мненья светского поток…
А милый пол, как пух, легок.
К тому ж и мнения супруга
Для добродетельной жены
Всегда почтенны быть должны;
Так ваша верная подруга
Бывает вмиг увлечена:
Любовью шутит сатана.

Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
Услужливо на наш аршин?
Кто клеветы про нас не сеет?
Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда?
Кто не наскучит никогда?
Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его.

XXIII

Что было следствием свиданья?
Увы, не трудно угадать!
Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души, печали жадной;
Нет, пуще страстью безотрадной
Татьяна бедная горит;
Ее постели сон бежит;
Здоровье, жизни цвет и сладость,
Улыбка, девственный покой,
Пропало всё, что звук пустой,
И меркнет милой Тани младость:
Так одевает бури тень
Едва рождающийся день.

Увы, Татьяна увядает;
Бледнеет, гаснет и молчит!
Ничто ее не занимает,
Ее души не шевелит.
Качая важно головою,
Соседи шепчут меж собою:
Пора, пора бы замуж ей.
Но полно. Надо мне скорей
Развеселить воображенье
Картиной счастливой любви.
Невольно, милые мои,
Меня стесняет сожаленье;
Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!

Час от часу плененный боле
Красами Ольги молодой,
Владимир сладостной неволе
Предался полною душой.
Он вечно с ней. В ее покое
Они сидят в потемках двое;
Они в саду, рука с рукой,
Гуляют утренней порой;
И что ж? Любовью упоенный,
В смятенье нежного стыда,
Он только смеет иногда,
Улыбкой Ольги ободренный,
Развитым локоном играть
Иль край одежды целовать.

Он иногда читает Оле
Нравоучительный роман,
В котором автор знает боле
Природу, чем Шатобриан,
А между тем две, три страницы
(Пустые бредни, небылицы,
Опасные для сердца дев)
Он пропускает, покраснев,
Уединясь от всех далеко,
Они над шахматной доской,
На стол облокотясь, порой
Сидят, задумавшись глубоко,
И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеянье свою.

XXVII

Или на лире голубка
Пером и красками слегка;
То на листках воспоминанья,
Пониже подписи других,
Он оставляет нежный стих,
Безмолвный памятник мечтанья,
Мгновенной думы долгий след,
Всё тот же после многих лет.

XXVIII

Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью,
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены.
На первом листике встречаешь
Qu’e€crirez-vous sur ces tablettes;
И подпись: t. a€. v. Annette;
А на последнем прочитаешь:
«Кто любит более тебя,
Пусть пишет далее меня».

Тут непременно вы найдете
Два сердца, факел и цветки;
Тут, верно, клятвы вы прочтете
В любви до гробовой доски;
Какой-нибудь пиит армейский
Тут подмахнул стишок злодейский.
В такой альбом, мои друзья,
Признаться, рад писать и я,
Уверен будучи душою,
Что всякий мой усердный вздор
Заслужит благосклонный взор
И что потом с улыбкой злою
Не станут важно разбирать,
Остро иль нет я мог соврать.

Но вы, разрозненные томы
Из библиотеки чертей,
Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером,
Пускай сожжет вас божий гром!
Когда блистательная дама
Мне свой in-quarto подает,
И дрожь и злость меня берет,
И шевелится эпиграмма
Во глубине моей души,
А мадригалы им пиши!

Не мадригалы Ленский пишет
В альбоме Ольги молодой;
Его перо любовью дышит,
Не хладно блещет остротой;
Что ни заметит, ни услышит
Об Ольге, он про то и пишет:
И полны истины живой
Текут элегии рекой.
Так ты, Языков вдохновенный,
В порывах сердца своего,
Поешь бог ведает кого,
И свод элегий драгоценный
Представит некогда тебе
Всю повесть о твоей судьбе.

XXXII

Но тише! Слышишь? Критик строгий
Повелевает сбросить нам
Элегии венок убогий
И нашей братье рифмачам
Кричит: «Да перестаньте плакать,
И всё одно и то же квакать,
Жалеть о прежнем, о былом:
Довольно, пойте о другом!»
– Ты прав, и верно нам укажешь
Трубу, личину и кинжал,
И мыслей мертвый капитал
Отвсюду воскресить прикажешь:
Не так ли, друг?– Ничуть. Куда!
«Пишите оды, господа,

XXXIII

Как их писали в мощны годы,
Как было встарь заведено…»
– Одни торжественные оды!
И, полно, друг; не всё ль равно?
Припомни, что сказал сатирик!
«Чужого толка» хитрый лирик
Ужели для тебя сносней
Унылых наших рифмачей?—
«Но всё в элегии ничтожно;
Пустая цель ее жалка;
Меж тем цель оды высока
И благородна…» Тут бы можно
Поспорить нам, но я молчу:
Два века ссорить не хочу.

XXXIV

Поклонник славы и свободы,
В волненье бурных дум своих,
Владимир и писал бы оды,
Да Ольга не читала их.
Случалось ли поэтам слезным
Читать в глаза своим любезным
Свои творенья? Говорят,
Что в мире выше нет наград.
И впрямь, блажен любовник скромный,
Читающий мечты свои
Предмету песен и любви,
Красавице приятно-томной!
Блажен… хоть, может быть, она
Совсем иным развлечена.

Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей,
Да после скучного обеда
Ко мне забредшего соседа,
Поймав нежданно за полу,
Душу трагедией в углу,
Или (но это кроме шуток),
Тоской и рифмами томим,
Бродя над озером моим,
Пугаю стадо диких уток:
Вняв пенью сладкозвучных строф,
Они слетают с берегов.

XXXVI. XXXVII

А что ж Онегин? Кстати, братья!
Терпенья вашего прошу:
Его вседневные занятья
Я вам подробно опишу.
Онегин жил анахоретом;
В седьмом часу вставал он летом
И отправлялся налегке
К бегущей под горой реке;
Певцу Гюльнары подражая,
Сей Геллеспонт переплывал,
Потом свой кофе выпивал,
Плохой журнал перебирая,
И одевался…

XXXVIII. XXXIX

Прогулки, чтенье, сон глубокой,
Лесная тень, журчанье струй,
Порой белянки черноокой
Младой и свежий поцелуй,
Узде послушный конь ретивый,
Обед довольно прихотливый,
Бутылка светлого вина,
Уединенье, тишина:
Вот жизнь Онегина святая;
И нечувствительно он ей
Предался, красных летних дней
В беспечной неге не считая,
Забыв и город, и друзей,
И скуку праздничных затей.

Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.

Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

XLIII

В глуши что делать в эту пору?
Гулять? Деревня той порой
Невольно докучает взору
Однообразной наготой.
Скакать верхом в степи суровой?
Но конь, притупленной подковой
Неверный зацепляя лед,
Того и жди, что упадет.
Сиди под кровлею пустынной,
Читай: вот Прадт, вот Walter Scott.
Не хочешь?– поверяй расход,
Сердись иль пей, и вечер длинный
Кой-как пройдет, а завтра то ж,
И славно зиму проведешь.

Прямым Онегин Чильд Гарольдом
Вдался в задумчивую лень:
Со сна садится в ванну со льдом,
И после, дома целый день,
Один, в расчеты погруженный,
Тупым кием вооруженный,
Он на бильярде в два шара
Играет с самого утра.
Настанет вечер деревенский:
Бильярд оставлен, кий забыт,
Перед камином стол накрыт,
Евгений ждет: вот едет Ленский
На тройке чалых лошадей;
Давай обедать поскорей!

В лета красные мои
Поэтический аи
Нравился мне пеной шумной,
Сим подобием любви
Или юности безумной, и проч.

(Послание к Л. П.)

;
Оно своей игрой и пеной
(Подобием того-сего)
Меня пленяло: за него
Последний бедный лепт, бывало,
Давал я. Помните ль, друзья?
Его волшебная струя
Рождала глупостей не мало,
А сколько шуток и стихов,
И споров, и веселых снов!

Но изменяет пеной шумной
Оно желудку моему,
И я Бордо благоразумный
Уж нынче предпочел ему.
К Au я больше не способен;
Au любовнице подобен
Блестящей, ветреной, живой,
И своенравной, и пустой…
Но ты, Бордо, подобен другу,
Который, в горе и в беде,
Товарищ завсегда, везде,
Готов нам оказать услугу
Иль тихий разделить досуг.
Да здравствует Бордо, наш друг!

XLVII

Огонь потух; едва золою
Подернут уголь золотой;
Едва заметною струею
Виется пар, и теплотой
Камин чуть дышит. Дым из трубок
В трубу уходит. Светлый кубок
Еще шипит среди стола.
Вечерняя находит мгла…
(Люблю я дружеские враки
И дружеский бокал вина
Порою той, что названа
Пора меж волка и собаки,
А почему, не вижу я.)
Теперь беседуют друзья:

XLVIII

«Ну, что соседки? Что Татьяна?
Что Ольга резвая твоя?»
– Налей еще мне полстакана…
Довольно, милый… Вся семья
Здорова; кланяться велели.
Ах, милый, как похорошели
У Ольги плечи, что за грудь!
Что за душа. Когда-нибудь
Заедем к ним; ты их обяжешь;
А то, мой друг, суди ты сам:
Два раза заглянул, а там
Уж к ним и носу не покажешь.
Да вот… какой же я болван!
Ты к ним на той неделе зван.—

«Я?»– «Да, Татьяны именины
В субботу. Оленька и мать
Велели звать, и нет причины
Тебе на зов не приезжать».—
«Но куча будет там народу
И всякого такого сброду…»—
«И, никого, уверен я!
Кто будет там? своя семья.
Поедем, сделай одолженье!
Ну, что ж?»– «Согласен».– «Как ты мил!»
При сих словах он осушил
Стакан, соседке приношенье,
Потом разговорился вновь
Про Ольгу: такова любовь!

Мой бедный Ленский, сердцем он
Для оной жизни был рожден.

Он был любим… по крайней мере
Так думал он, и был счастлив.
Стократ блажен, кто предан вере,
Кто, хладный ум угомонив,
Покоится в сердечной неге,
Как пьяный путник на ночлеге,
Или, нежней, как мотылек,
В весенний впившийся цветок;
Но жалок тот, кто всё предвидит,
Чья не кружится голова,
Кто все движенья, все слова
В их переводе ненавидит,
Чье сердце опыт остудил
И забываться запретил!

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

Чем меньше женщину мы любим

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян:
Ловласов обветшала слава
Со славой красных каблуков
И величавых париков.

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

«Чем меньше женщину мы любим…»: личные откровения Александра Пушкина

Меню статьи:

Текст стихотворения

… Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян:
Ловласов обветшала слава
Со славой красных каблуков
И величавых париков.

Пушкинское творчество давно превратилось в классику. Произведения русского гения порой воспринимаются как инструкция к действию. Так случилось и со строками поэзии «Чем меньше женщину мы любим…». Эти слова читатель встретит в бессмертном пушкинском шедевре – «Евгении Онегине». Ниже мы проанализируем смысл этой фразы, художественные и содержательные особенности произведения.

История создания поэзии

По словам критика Виссариона Белинского, пушкинского «Евгения Онегина» можно называть «энциклопедией» жизни русских людей. Александр Сергеевич рассказывает об особенностях эпохи, быте, повседневной культуре того времени. Пушкинский шедевр изучается в программе по литературе для учеников 9-го класса.

Поэзия, которой мы уделяем внимание в этой статье, связывается с текстом «Евгения Онегина». Пушкинское творение рождалось постепенно: начало этому процессу было положено в 1823-м году. Александр Сергеевич продвигается в своем творчестве: отказывается от черт романтизма, изучает тенденции реализма. Именно реализм на этом этапе становится ведущим способом передачи смысла для русского поэта. Писатель работал отдельно над каждой главой. Части «Евгения Онегина» – это вполне самостоятельные произведения, которые вместе составляют целостный сюжет. Литератор занимался созданием шедевра до 1830-го года. Однако публикация пушкинского произведения пришлась на 1837-й год.

Ключевой конфликт стиха

Александр Сергеевич сосредотачивает внимание на глубоком противоречии в культуре современного ему общества. С одной стороны – запросы юной личности, которая пробуждается и осознает себя. С другой же стороны – неподвижно застывшее общество, живущее по канонам мертвого закона. В произведении прослеживается переход от романтизма к критическому реализму. Автор обращается к присущим обществу противоречиям. Поэтому пушкинское произведение и называется романом «нравов и характеров».

Расшифровка пушкинских слов

Что же хочет донести до своих читателей Александр Сергеевич? Слова «чем меньше женщину мы любим» отсылают к холодности мужчин в отношении с женщинами. Такие молодые люди находятся на расстоянии от девушек, нередко даже игнорируя избранниц. Периодическое внимание работает как «пряник», «подкормка», поддерживающая огонь страсти. Онегин часто прибегает к подобным манипуляциям, чтобы добиться расположения женщины, завоевать девушек.

Слова «тем легче нравимся мы ей», в свою очередь, свидетельствуют о реакции женщин на такую манипуляцию. Девушки страдают от сильной эмоциональной привязанности к мужчинам. Последние пользуются своим выгодным положением. Одни юноши сознательно идут на подобные поступки, другие – неосознанно. Но стереотип, который описывает писатель, распространен: недоступность лишь подогревает интерес и разжигает чувства.

Главные действующие лица произведения

В центре пушкинского повествования находятся сложные, напряженные взаимоотношения между двумя героями – девушкой по имени Татьяна и юношей, которого зовут Евгением. Исследователи отмечают, что невозможно назвать героев Александра Сергеевича однозначно положительными или однозначно отрицательными. В этой черте тоже проявляется критически-реалистическая направленность произведения.

Татьяна Ларина

Александр Сергеевич изображает Татьяну сдержанной, спокойной, хорошо воспитанной девушкой. В свободные минуты героиня занимается чтением, избегая шумных компаний. Интересные книги притягивают девушку больше суетных людей. Татьяна лишена яркой внешности, не умеет обольщать и соблазнять мужчин. Девушка отличалась от своей сестры. Автор изображает две противоположные по характеру личности. Живая, бойкая, но поверхностная Ольга привлекает внимание Онегина больше, чем спокойная и вдумчивая Татьяна. Пушкинская героиня, Татьяна, – жаждущая романтической любви душа, искренняя и верная девушка. Лишь Евгений нарушает стойкую душевную гармонию героини.

Ларина совершает смелый для женщин той эпохи поступок – самостоятельно рассказывает Евгению о своих чувствах. Чувства Татьяны – искренние, щедрые, прямолинейные. Молодой человек отвергает любовь девушки, превращая эти чувства в тяжелое испытание. В дальнейшем Татьяна справилась со своими переживаниями. Девушка выходит замуж за состоятельного и аристократичного человека, мужчину постарше. История с Евгением помогла Татьяне воспитать свою личность, отыскать чувство собственного достоинства.

Евгений Онегин

Евгений предстает в образе молодого состоятельного дворянина, который приезжает из Санкт-Петербурга. В момент встречи с Татьяной юноше исполняется 26 лет. Герой ведет праздный образ жизни, посещает театры, балы и приемы. Увлекательная светская жизнь, однако, не спасает Евгения от чувства пустоты в жизни. Александр Сергеевич описывает скуку, хандру, неудовлетворенность Евгения.

Юноша редко удивляется и восхищается миром, людьми. Онегин заработал славу сердцееда, покорив немало девичьих сердец. Личность Евгения отличается индивидуализмом, эгоизмом, нарциссическим нравственным обликом. Герой воспитывался вдали от русской культуры, отдавая предпочтение французскому языку.

Автор подчеркивает поверхностность образования юноши, неподготовленность к реалиям жизни. В дальнейшем незаурядность личности Онегина способствует изменению отношения героя к миру.

Смысл пушкинских строк

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» – это популярная и широко известная пушкинская цитата. Эти строки превратились в «крылатое» высказывание. Однако пушкинские слова часто отрывают от контекста, трактуя смысл субъективно. Анализируемый фрагмент отличается глубоким поучительным смыслом. Любовные и семейные отношения – базисная часть человеческой жизни. Как правильно обращаться с противоположным полом? Некоторые люди опираются на собственный опыт, другие – на родительские советы, третьи – на книги и т. д. Наследие писателей облегчает жизнь многим людям, проливая свет на вопросы, тревожащие человеческие умы.

Тематика поэзии

Александр Сергеевич проявляет недюжинную мудрость, обращая свое внимание на проблему зрелости. Юные девушки любят мужчин, которые создают впечатление далеких и отстраненных. Такие личности представляют загадку, кажутся более ценными.

Зрелые женщины же, напротив, интересуются развитыми и сформированными – как личности – мужчинами. Взрослый человек – будь то мужчина или женщина – понимает, что любовь является частью жизни и лишь одним из аспектов существования.

Откуда берется желание завоевывать женщин без любви к ним? Евгений разочаровался в жизни, пресытился светским обществом. Чувства Татьяны – это элемент новой игры, в которой принимает участие пушкинский герой. Однако для девушки ситуация представляется серьезной. Эта поэзия заставляет вспомнить мысль А. Уотса: люди страдают, потому что воспринимают серьезно то, что бог делает в шутку.

Идея стиха

Автор делает акцент на превратностях и сложностях человеческих взаимоотношений. В цивилизованном мире люди максимально отдаляются друг от друга, лишаются эмпатии, следуют логике и рациональному выбору. Молодые люди лишь начинают свой жизненный путь, а потому они более близки к природе.

В произведении А. С. Пушкина “Цыганы” лирический герой предстает изгнанником, которого преследует закон. Литератор пишет о желании юноши убежать от ответственности, избежать наказания за преступление. Предлагаем читателям ознакомиться с кратким содержанием поэмы

Души юных девушек и юношей пылают эмоциями, жаждут найти взаимную любовь. Чувства Татьяны к холодному Евгению безответны. Александр Сергеевич демонстрирует, как развиваются отношения между полами на фоне законов и традиций определенного общества. Писатель обращается к разнообразным сферам общественной жизни, подчеркивает особенности общения людей.

Прошли годы. Евгений вновь встретился с Лариной. Теперь это замужняя статная женщина. Онегин понимает, что Татьяна разбудила в его душе новые, искренние и настоящие, чувства. Мужчина объясняется избраннице в любви, однако пушкинская героиня отвергает поклонника. Искренность и глубокая верность женщины не позволяют допустить измену супругу. Александр Сергеевич в своей поэзии намекает на недолговечность времени ловеласов. Фальшивая страсть уходит и уступает место настоящей любви.

Композиция произведения

Анализируемый фрагмент – часть великого пушкинского произведения под названием «Евгений Онегин». Композиция удачно сочетается с глубинными смыслами поэзии. Сам роман в стихах включает восемь частей:

  • первая часть состоит из знакомства читателей с главными действующими лицами произведения, рассказывает о светской жизни современной автору эпохи;
  • вторая часть посвящается завязке сюжета: молодой, жизнедеятельный поэт, Ленский, знакомится с Евгением – молодым человеком из Петербурга;
  • третья часть – это развитие ключевой темы пушкинского шедевра: Онегин встречает Татьяну, девушка признается Евгению в своих чувствах, передает письмо; Евгений, однако, обращает внимание на сестру Татьяны – невесту Ленского; впоследствии Ленский бросает Евгению вызов – юношам предстоит дуэль;
  • кульминационная часть – связывается с гибелью Ленского от выстрела во время дуэли; сестры Ларины выходят замуж;
  • последняя часть – сцена встречи Татьяны с Евгением; молодой человек признается бывшей знакомой в любви, однако девушка отвергает его чувства; финал произведения отличается неопределенностью.

Пушкинская поэма включает лирические отступы, философские размышления, среди которых находится и анализируемый фрагмент. Поэзия не делится на четверостишия и насчитывает 14 строк.

Жанр и художественные особенности поэзии

Анализируемый фрагмент по жанру относится к лирико-эпическим романам в стихах. Любовная линия выписываются автором в эпическом стиле. В то же время текст переплетается лирическими экскурсами.

Александр Сергеевич – известный мастер тонкого применения художественных средств и тропов. В этом поэтическом фрагменте выделяются такие приемы:

  • кольцевая рифмовка;
  • чередование мужских рифм с женскими;
  • глаголы (которые придают действию динамизм): «любим», «нравимся», «губим»;
  • эпитеты: «обольстительных», «любовной», «дедовской»;
  • метафоры: «дедовских времен» и т. д.

Философская суть стихотворения

Русский гений в своем повествовании затрагивает две крупных проблемы:

  • внутренний конфликт человека: Евгений представляется юношей, который духовно опустошен, попал под пагубное влияние социума, не стремился самоутвердиться и повзрослеть (созреть как личность);
  • конфликт между человеком и социумом: сила общества (коллективное сознание тысяч людей) подавляет отдельную, одинокую личность, уничтожает индивидуумов, которые сопротивляются порядку системы.

Критика пушкинского произведения

Порой Александра Сергеевича обвиняют в «проповедовании» стратегии игнорирования женщин мужчинами. О чем же писал великий русский писатель на самом деле? Автор показывает ситуацию, когда мужчина не способен ответить женщине взаимностью.

Это трагическое положение неравенства: страшно, когда один человек делает из другой личности вселенную, но получить адекватный, равный ответ на свое отношение невозможно. Александр Сергеевич не призывает мужчин игнорировать женщин: поэт, наоборот, предупреждает молодых людей об ошибочности подобной стратегии.

В строках своего стихотворения “К морю” Александр Сергеевич Пушкин восхищается морской стихией. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения.

Юные души нередко впадают в заблуждения, идут на поводу у ложных идеалов. Татьяна – пример женщины, которая меняет свой подход к любовным отношениям и людям в целом. Девушка взрослеет и развивается, пересматривает свои поступки и принципы. Александр Сергеевич предостерегает молодых людей следовать примеру Евгения в отношениях с женщинами.

Реальные отношения Татьяны и Евгения

Онегин – классический пример недоступного молодого человека. Такие юноши часто привлекают внимание неопытных девушек. Евгений, по-видимому, страшится близких отношений с женщиной, боится впустить чужого человека в свое сердце. Татьяна открывает юноше сердце, показывает свое отношение и собственное уязвимое положение. Холодность Евгения причиняет пушкинской героине боль. Александра Сергеевича недаром называют «знатоком девичьих сердец».

Чем больше женщину мы любим тем меньше нравимся мы ей пушкин стих

(In this edition he is called Yevgeny Onegin).

La morale est dans la nature des choses.

I. (II. III. IV. V. VI. VII. )

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей,
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян:
Ловласов обветшала слава
Со славой красных каблуков
И величавых париков.

Chapter Four


Morality is part of the nature of things.
Necker.

I. (II. III. IV. V. VI. VII. )

The less we show our love to a woman,
Or please her less, and neglect our duty,
The more we trap and ruin her surely
In the flattering toils of philandery.
For, as usual, cold blooded, lechery
Obtains its fame from the science of love,
Always trumpeting to the skies above,
Enjoying itself without a heart.
But this most solemn, serious pastime,
Was fit for baboons of long ago,
Such as were praised in grandad’s time:
The fame of Lovelace is withered now,
Along with the fame of scarlet shoes
And wigs which up to the ceiling rose.

Кому не скучно лицемерить,
Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Всё те же слышать возраженья,
Уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!
Кого не утомят угрозы,
Моленья, клятвы, мнимый страх,
Записки на шести листах,
Обманы, сплетни, кольца, слезы,
Надзоры теток, матерей,
И дружба тяжкая мужей!


Who is not bored with acting a part,
Repeating with variation the same old thing,
Striving solemnly to assert
A fact known to all from long ago,
To listen to the same tedious objections,
Do battle with rooted convictions,
Such as never were and never have been
Even in a young girl who’s just thirteen!
Who is not exhausted by threats,
Cajollings, swearings, pretended passion,
Notes six pages long (all the fashion),
Deceits, back biting, slanders, tears,
The supervision of aunts and mother,
And the heavy friendship of the husband of one’s lover!

Так точно думал мой Евгений.
Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим,
Желаньем медленно томим,
Томим и ветреным успехом,
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом:
Вот как убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет.


Such were the thoughts of my Yevgeny.
For, from the days of his first youth
He was the victim of wildest fancy,
Unbridled passions for him were truth.
Spoiled by life’s usual encounters,
For a time some girl would enchant his heart,
But then another would be disenchanting,
How wearisome the slow pain of desire,
But how wearisome too the successful fire;
He heard in the tumult and in silence too
The unending protests in his soul,
And stifled a yawn with an idle laugh:
And so he slaughtered eight years at least
Life’s best flowers squandering at a barren feast.

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут – мигом утешался;
Изменят – рад был отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья,
Чуть помня их любовь и злость.
Так точно равнодушный гость
На вист вечерний приезжает,
Садится; кончилась игра:
Он уезжает со двора,
Спокойно дома засыпает
И сам не знает поутру,
Куда поедет ввечеру.


From lovely beauties he already felt distant,
But dragged after them for routine’s sake.
A refusal – he was consoled in an instant,
A betrayal – he was glad his thirst to slake.
He sought them all with no sign of rapture,
And, without regret, evaded capture,
Scarcely remembering their love or hate.
In the same way an indifferent guest
Arrives for an evening game of whist,
Sits down, and plays till the game is done,
Then from the courtyard he hurries home,
And easily in his chair he snoozes,
Yet in the morning he knows not whose is
The house he will visit in the evening gloom.

Чем меньше женщину мы любим… (монолог мужчины)

Песенка Герцога (Сердце красавиц. )
из оперы Риголетто
в исполнении Сергея Лемешева
– созвучная стихам –
прошу слушать отдельно от текста .

****************************************

. Не нашел подходящей темы для своей прозы, –
она, наверное, близка к обсуждению и развитию
в свободном стиле и с юмором литературных
афоризмов о любви .

Время неумолимо… – бегут мимо минуты, часы, годы, десятки лет и столетия. Как верно сказал один из классиков. – большое видится на расстоянии… Есть в жизни истины вечные, бесконечные и нетленные… Вот и хочется поговорить и прикоснуться к таким ценностям жизни… – прикоснуться нежно и с желанием не навредить им…

Пройдет всего лишь десяток с лишним лет и все мы, современники, будем с трепетом отмечать 200 – летие “Евгению Онегину” – образу и произведению нашего любимого великого поэта, – поэта всех времен и народов! В гениальном произведении Пушкин собрал воедино все свое понимание и отношение к жизни и происходящим в судьбе человека событиям, начиная от гражданской позиции каждого до дорогой и волнующей нас всех, в миллионах судеб, – темы любви. Многие поколения людей за прошедшее время воспитывались на образах Евгения и прелестной пушкинской Татьяны, переживали, плакали и страдали за их несостоявшуюся любовь, оценивали и сравнивали свои судьбы с их судьбой… Эти чувства очищали души…

В “Евгении Онегине” прозвучали выражения, которые стали отдельно живущими истинами и до сих пор будоражат сознание людей, как в двух прошлых, так и в нынешнем веках. Хочется вспомнить былое, оценить жизнь и динамику этих крылатых выражений и с позиций современного мира внести в мажоре, с оптимизмом и юмором, свою лепту в их последующую жизнь!
Вспомним это изначальное милое нам пушкинское изречение:

Чем меньше женщину мы любим, – тем легче нравимся мы ей…

Конечно же, Пушкин в эти слова вложил свое отношение и опыт общения с прекрасными во все времена женщинами, которые окружают и греют теплом мужчин, начиная с колыбели, до бурной и бескорыстной, бесконечно красивой любви в юности и в молодости и до дней последних донца – в зрелой и мудрой полосе жизни. Какую глубину мысли вложил поэт в эти слова!

Действительно, мы замечаем и сегодня, что бурная и полная небесных чувств любовь мужчины к даме своего сердца часто вскоре наталкивается на неприятие и отторжение героини… В чем дело? Конечно, может быть он не слишком приятен ее глазам и ушам? Как часто при встрече с дамой в первый раз, мы ловим на себе ее испытующий взгляд… Она невольно оценивает – а подходит ли он мне? И, когда я не знаком ей, … – именно в этом проявляется интрига! А вот, когда мужчина уже и не раз излил ей все свои чувства и обнажил душу, то ореол таинственности в отношениях исчезает, и зачастую у дамы начинает пропадать яркий интерес к этому юноше… Парадокс? Да! Но, с другой стороны, и естественное восприятие событий – познанное становится не столь привлекательным…

И от обратного – не слишком пылкое, спокойное и даже доходящее до равнодушия отношение к даме невольно вызывает у нее болезненный вопрос: “Почему он ко мне так безразличен, холоден?”. Это раздражает ее, заставляет проявить особый интерес к партнеру, в попытке разобраться: “А что, я ему непривлекательна, или он такой инфантильный??”. И вот… такие плавные, невзрывные отношения заставляют даму сохранять долго свой интерес, ей хочется понравиться – преодолеть этот барьер прохладного восприятия и покорить этого неукротимого, то есть с ее стороны проявляется спортивный интерес и своеобразный азарт игры… И, как следствие, – тем легче нравимся мы ей!

Ай да Пушкин. – как тонко и умно сказано о многом! В одной фразе целая философия жизни! Прекрасный афоризм.

Когда многие прочитали “Евгения Онегина”, это изречение стало объектом пристального внимания и изучения многих и многих… Всем захотелось развить и углубить мысли поэта об отношении к женщине. Появилось довольно много измененных версий основной истины Пушкина. Пытливая мысль исследователей била ключом! Посмотрим, что же интересного появилось в результате творческого труда?! Так, первым возник чуть измененный вариант:

Чем меньше женщину мы любим, – тем больше нравимся мы ей…

Почти синоним исходной фразы, а смысл явно расширился… Уже не легче, – а больше… Уже ей нужно проявлять инициативу, занимать активную позицию, не скучать, страдать, мучиться, добиваясь большей любви от него… Как ни парадоксально, но такое состояние ей больше по душе… – через тернии к желанной звезде! Афоризм принимается! – в нем уже больше приятной для мужчин (с улыбкой) устремленности женщины к любви…

А дальше со временем ситуация явно вышла из под контроля! Почувствовав “запах крови”, мужчины стали ваять новые подобные афоризмы… И появился один из них… – от обратного:

Чем больше женщину мы любим, – тем меньше нравимся мы ей…

Этот афоризм понятен и ставит более явное и сильное ударение на взаимоотношения двух сторон… Мы уже знаем, что бурная и настойчивая любовь мужчины зачастую приводит к обратному эффекту. Милая дама воспринимает это, как проявление назойливости, что вызывает естественную реакцию сопротивления и противодействия зарвавшемуся юноше. И он перестает ей нравиться. Да и ореол таинственности героя на этой стадии уже развеялся, как дым после летнего пожара… Одним словом, вспоминая известного политика, – хотели, как лучше, а получилось как всегда… Вместе с тем, этот афоризм особо не противоречит приведенным ранее, лишь более ярко высвечивая отдельные грани этого алмаза любви, непонятного уму мужчины!

Далее, на стыке веков пыл мужской половины несколько спал и наступил небольшой период застоя мысли мужчин. Все творчество сводилось к более расширенному толкованию отдельных деталей двух содеянных афоризмов. Однако в этот период были вскрыты новые нюансы развития любовных отношений с явным уклоном в сторону близких, почти интимных связей партнеров… Мимоходом отметим и эти афоризмы, сделанные с большим юмором и небезынтересные пытливому воображению мужчин. Примем их лишь к сведению. Это проза жизни… – и да простят нас дамы!

Чем меньше женщину мы любим, – тем больше хочемся мы ей…
Чем больше женщину мы любим, – тем меньше времени для сна…

Не правда ли, оригинально, уважаемые кавалеры? Ха – ха! Поручику Ржевскому это явно пришлось бы по душе. А, с другой стороны, всего лишь прозаическое изложение до боли понятных бытовых выражений и действий… И ничуть не противоречит ранее приведенным новым афоризмам… Да простят нас милые дамы!

Но застой нужно преодолевать, рамки пытливости стали узкими… – их нужно расширять! И поможет в этом лишь осознание новых обстоятельств уже нашего молодого века. Да и хотелось бы, как – то сгладить взаимное противоречие двух высказываний, любовь должна править миром и быть взаимной и непротиворечивой! Чем славен наш век? Это век рыночной экономики, когда многие чувства становятся более прагматичными, с учетом реалий времени… И вот, появляются новые – авторские версии двух афоризмов:

Чем меньше женщину мы любим, – тем больше нужно ей от нас…
Чем больше женщину мы любим, – тем больше нужно ей купить…

Замечаете, противоречия уже сглаживаются! В первом из них на передний план выходит забота о нашей зазнобе! Ей нужно уделить как можно больше внимания, с тем, чтобы она чувствовала, что почти добилась заветной цели – к ней глубоко неравнодушны! А во втором случае действует вполне понятная схема “укрощения” любимой – мы ей покупаем все больше и больше… – и, наконец, начинаем ей постепенно нравиться все больше… – норковые шубы, путевки на приличные курорты у моря, заморские турне на теплоходах, свежие розы на столе, – миллион алых роз – простор для фантазии безграничен.

Замечаете, что нам удалось за счет роста внимания и оказываемых удовольствий перевести в новое качество звучание афоризмов?! И это позволяет нам поставить финальную точку и полностью устранить корни противоречий – смотрите во все глаза, – ведь эти два изречения можно объединить в одно. Оно таково:

Чем меньше (больше) женщину мы любим, – тем больше… – ей нужны всегда…

Ура. – мы достигли полного успеха. Мы нужны ей всегда. Это то, что греет, как бальзам, и нужно сердцу каждого влюбленного мужчины?! Он счастлив, осознает свою нужность даме и готов ради нее свернуть горы.

А нужно ли еще что – то для полного счастья, для полной идиллии и гармонии любви?! Пожалуй, только одно. Открылась прямая дорога к заветному горизонту чувств и взлету в любви!

Для полного счастья необходима, как воздух, взаимная – преодолевающая все трудности – настоящая любовь, когда сердца влюбленных бьются в унисон и их души неразлучны. Но такой любви… – мужчины должны добиться у дам, покорив своим вниманием и искренностью их сердца, и лелеять желанную любовь нежно и всю жизнь.

Слава нашему великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Его стихи будут вечно будоражить сердца и умы соотечественников.

Чем меньше женщину мы любим…

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей,

И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

В мире нет ничего абсолютно плохого и абсолютно хорошего. Не устаешь в этом убеждаться. Одно и то же явление может быть как благом в одном контексте, так и начать создавать проблемы в другом.

Например, такой момент, как нехватка внимания. Нередко подобные жалобы можно слышать от прекрасной половины. Вполне логично предположить, что достаток или даже избыток внимания в этом случае будет благом.

«Чем больше, тем лучше?»

Конечно же, сразу напрашивается мысль про чувство меры. Когда у нас чего-то в избытке, то мы вскоре попросту перестаем это замечать. И вряд ли тема заботы и внимания будет исключением.

Недавно ко мне обратился клиент с достаточно необычным запросом. У него не складывались отношения с женщинами по причине повышенного проявления внимания к ним с его стороны. «Как же так? Ведь многие женщины именно об этом и мечтают!» – была моя первоначальная реакция на его рассказ. Вспоминая пожелания представительниц прекрасного пола, складывалось впечатление, то передо мной как раз тот самый образ «идеального» мужчины.

Он буквально обсыпал своих избранниц комплиментами, интересовался чувствами и настроением, предугадывал маленькие и большие желания. Но в результате отношения становились все холоднее и холоднее.

Как выяснилось, никакого противоречия здесь не было. Знаки внимания, которые клиент оказывал женщинам, были избыточными. Их действительно было слишком много. Подобная частота нередко начинала надоедать и даже наскучивать.

«Я-позиция» и «ты-позиция»

Другим важным моментом в том, как мы строим наше общение и взаимодействие с другими, является позиция восприятия. «Я-позиция» – это привычное состояние большинства людей, когда у нас в фокусе наши собственные интересы и ценности. Но в процессе общения нередко нам приходится выходить за пределы своей точки зрения и занять «ты-позицию», то есть осознать, что чувствует и чем живет собеседник.

В примере с клиентом выше, он большую часть времени при общении со своей половинкой находился в «ты-позиции». При этом клиент нередко совершенно забывал про себя и свои потребности. Он стремился угодить всеми силами.

Мы занимаем позицию другого для того, чтобы лучше понять этого человека, а еще это нормальный способ «мышления», когда мы влюблены. В этом случае мы можем в прямом смысле забыть о себе, «застряв» в «ты-позиции». Влюбленность действительно может заставить забыть про себя. Главное здесь – мера, чтобы светлое чувство не переросло в зависимость.

Тонкая грань или как не потерять себя?

«Застревание» в позиции другого не несет в себе ничего плохого до тех пор, пока человек не начнет в буквальном смысле терять себя. В случае клиента этот процесс зашел достаточно далеко. Он практически жил интересами жены, постоянно отодвигая себя на второй план. В результате жена в конце-концов потеряла к нему интерес.

Почему же это произошло?

Основной момент, который привел к нарушению устойчивости отношений, было нарушение баланса «давать-брать». Соотношение между сторонами явно выходило за пределы «здорового» уровня 50%-50% или хотя бы 40%-60%, а скорее 10%-90%, где 90% – это вклад со стороны клиента. Позиция «давать, не требуя ничего взамен», может стать губительной для отношений.

Еще одной причиной потери себя было отсутствие глубокой привязанности между партнерами, когда формируется позиция «мы». До тех пор, пока не возникнет такая позиция, взаимоотношения будут походить на соперничество. Нарушение баланса «давать-брать» здесь будет нормой, потому что соотношение 50%-50% в понимании партнеров восприниматься как «ничья».

«Мы-позиция» говорит о том, что игры и набор очков в отношениях закончены. Нет победителей и проигравших. Это уровень, на котором партнеры начинают видеть свои отношения со стороны и осознают важность друг друга. Баланс «давать-брать» здесь зачастую устанавливается сам собой. Поэтому «правило», заключенное в строках великого поэта из эпиграфа становится просто ненужным. Игры заканчиваются. Настоящая любовь не нуждается в ограничении: чем больше мы ее отдаем, тем больше ее становится, и тем больше возвращается к нам назад.

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

психолог, психотерапевт

А еще это может быть легко и приятно.

Читайте также:
Как обратить внимание мужа на себя советы психолога
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: