Отказы от поцелуев и расписка от Рязанова: 7 удивительных историй из жизни Олега Басилашвили 30.09.2021

Отказы от поцелуев и расписка от Рязанова: 7 удивительных историй из жизни Олега Басилашвили

Несмотря на немалое количество ролей негодяев в его кинобиографии, зрители с нежностью и любовью относятся к этому актеру, ставшему настоящей легендой отечественного кинематографа. Если в титрах фильма значится фамилия Басилашвили, можно не сомневаться – картина стоит внимания, ведь актер много лет держит высокую планку, отсеивая сомнительные проекты.

Мы в редакции Newsmir.info предлагает читателям семь историй из жизни Олега Басилашвили – актера, ставшего символом утонченности и интеллигентности в советском и российском кино.

Олег Басилашвили символизирует целую эпоху отечественного кинематографа

Любовь к театру и желание уйти из профессии

Олег Басилашвили родился в Москве в 1934 году и как все дети войны испытал на себе тяготы эвакуации, голода и горечь потерь близких – его сводный брат Жора пропал без вести.

Попав однажды в театр на постановку «Синей птицы», совсем юный Олег осознал, что мечтает стать частью этого дивного мира. Его отец был категорически против того, чтобы сын стал актером, и Олег Валерианович всю жизнь подсознательно старался доказать, что тот был неправ. И, надо отметить, что позднее отец признал это, побывав на одном из спектаклей сына.

Татьяна Доронина и Олег Басилашвили Кстати, первая роль сама нашла Олега Басилашвили. В пятилетнем возрасте он мелькнул в эпизоде фильма «Подкидыш». Мальчик вместе с мамой гулял в центре Москвы, и его попросили проехать на велосипеде перед камерой.

Поступив с первого раза в Школу-студию МХАТа, Басилашвили попал на курс вместе с будущими звездами кино – Татьяной Дорониной, Евгением Евстигнеевым, Михаилом Козаковым.

После выпускного он и Доронина, успевшие пожениться на третьем курсе, отправились по распределению в Сталинградский театр. Басилашвили был настолько возмущен решением комиссии, что задумался об уходе из профессии, о которой так мечтал. Артист был готов уйти в лесники, ведь в репертуаре театра для столичных специалистов не находилось ролей. Спустя некоторое время пара перебралась в Ленинград, где жили родители Дорониной.

Амплуа негодяя

Так получилось, что режиссеры видели в Басилашвили идеальную кандидатуру для негодяев и мерзавцев. При этом сам артист обожал неоднозначные роли и постоянно добавлял своим героям обаяния и утонченности, чем запутывал зрителя, начинавшего симпатизировать негативным персонажам.

кадр из к/ф «Вечный зов» Благодаря актеру зритель жалеет Лохновского из «Вечного зова», который не принимает бунт заговорщиков, оставаясь верным присяге. Сочувствие вызывает и Бузыкин из «Осеннего марафона», который разрывается между любовью и долгом, не желая никого обидеть. И даже отъявленный подлец Мерзляев в картине «О бедном гусаре замолвите слово» имеет право на понимание за веру в собственную правоту.

Расписка от Рязанова

На премьере «Бедного гусара», которая состоялась в Доме кино, Басилашвили сидел рядом с режиссером картины Эльдаром Рязановым. Тот, переполненный чувствами, не переставал хвалить актера. И тогда Басилашвили то ли в шутку, то ли всерьез, предложил Рязанову написать расписку, в которой тот обязуется снимать актера в каждом своем фильме. Режиссер долго не раздумывал, взял лист бумаги и составил обязательство, которое Басилашвили бережно сохранил.

Эльдар Рязанов, Андрей Мягков и Олег Басилашвили на съемках к/ф «Служебный роман» Впрочем, существует еще один вариант этой истории: Рязанов увидел игру Басилашвили в театре и подошел к нему после спектакля. Режиссер шутливо поинтересовался: «Не понимаю, почему до сих пор вы у меня еще не снимались», на что актер ответил, что тоже не понимает такого упущения. После этого и появилась знаменитая расписка. Как бы там ни было, но Басилашвили снялся в пяти картинах знаменитого режиссера.

Марафон, который мог бы не случиться

Роль в фильме Георгия Данелии «Осенний марафон» стала одной из любимых у актера. Картина давно заняла свое место в Золотой коллекции отечественного кинематографа во многом благодаря великолепно сыгранной роли главного героя.

Читайте также:
👍 Кремлевские отпрыски: как сложилась судьба детей 7 руководителей СССР? 19.11.2020

Олег Басилашвили о войне, кино и свободе Однако Басилашвили мог бы и не сняться в этой картине, ведь режиссер поначалу не видел его в роли безвольного Бузыкина. Все решил случай: Данелия увидел Олега Басилашвили в окно машины, когда тот неуверенно топтался на одном месте, пытаясь перейти дорогу. В этот момент режиссер понял, что перед ним – тот самый Бузыкин.

Кстати, позднее ассистентка режиссера призналась, что посоветовала Басилашвили разыграть нерешительную сценку у дороги, поскольку была уверена, что Данелия это увидит.

Отказался целоваться с Гурченко

Природная застенчивость нередко мешала артисту на съемочной площадке. Так, в первый же день съемок новой картины Рязанова «Вокзал для двоих» главные герои должны были поцеловаться. Однако Басилашвили категорически отказывался целовать Людмилу Гурченко, объясняя это тем, что даже не знаком с актрисой. Позднее Людмила Марковна признавалась, что еще никогда не встречала таких робких партнеров.

Людмила Гурченко и Олег Басилашвили кадр из к/ф «Вокзал для двоих»

Несыгранные роли

В кинобагаже актера должны были оказаться роли еще в двух известных картинах. Эльдар Рязанов пригласил Басилашвили на роль Ипполита в «Иронии судьбы» и тот ответил согласием. Однако в самом начале съемок у Басилашвили умирает отец и работа над фильмом приостанавливается. Рязанов несколько месяцев ждал, что Басилашвили вернется, но в конце концов ему пришлось искать замену.

Кадр из к/ф «Ирония судьбы» с фото Олега Басилашвили С ролью великолепно справился Юрий Яковлев, однако внимательные зрители знают, что со снега Надя Шевелева поднимает фотографию Басилашвили. Также актер должен был появиться на экране в роли Остапа Бендера в картине Леонида Гайдая. Режиссер утвердил его, но с условием похудеть на 20 кг. Однако, пока Басилашвили худел, съемки начались без него.

Нерешительность – на экране, напор – в жизни

Благодаря нерешительным и робким героям Олега Басилашвили, может сложиться впечатление, что он такой же и в обычной жизни. Однако это не совсем так. Чего стоит только история с его вторым браком.

Олег Басилашвили с семьей Свою вторую жену, Галину Мшанскую, с которой актер прожил более 50 лет, Басилашвили впервые увидел на экране телевизора и тут же сообщил приятелю и коллеге Павлу Луспекаеву, что женится на этой девушке. Не раздумывая, актер отправился в телецентр. Только красный глазок камеры не дал Басилашвили влезть в кадр.

«Вокзал для двоих». Почему Басилашвили отказался целоваться с Гурченко?

Истории из жизни


Микаэл Таривердиев

Микаэл Таривердиев ехал на автомобиле с актрисой Людмилой Максаковой и передал ей управление транспортным средством. Она не справилась с управлением и наехала на пешехода, который от полученных травм погиб. Микаэл всю вину за произошедшее взял на себя, следствие велось два года, его осудили, но из-за длительного следствия амнистировали еще до отбытия в места лишения свободы. Композитор действительно очень тяжело переживал эту историю и мало кого посвящал в произошедшее. Одним из тех, кто знал об этом, стал Эмиль Брагинский. Он развил в ней драматическую линию — невиновный в аварии попадает в тюрьму, и положил в основу сценария фильма «Вокзал для двоих».


Ярослав Смеляков

А без истории поэта Ярослава Смелякова не получился бы столь трогательный финал фильма — его, отбывающего наказание по политической статье и ожидавшего амнистии после смерти Сталина, под расписку отпустили в близлежащий поселок, к приехавшим навестить его друзьям: сценаристам Валерию Фриду и Юлию Дунскому. Смеляков должен был явиться обратно в лагерь к утреней поверке, однако встреча с друзьями, усталость и позднее застолье сыграли злую шутку — все трое проспали будильник. Чтобы вернуться к назначенному времени друзьям пришлось буквально тащить его несколько километров на себе.
Единственное, что не учел в своём сценарии Эмиль Брагинский, так это то, что в СССР осуждённый за ДТП со смертельным исходом должен был отбывать срок не в тюрьме или колонии, а в колонии-поселении, где ему могли позволить жить вместе с семьёй.

Читайте также:
Бывший муж Гагариной не желает, чтобы ее новый избранник приближался к его дочери 29.09.2021

Съёмки фильма

Самое интересное, что в первый день съемок был снят финал фильма. Это произошло из-за того, что зима заканчивалась и нужно было срочно снять сцены возвращения в колонию по заснеженной дороге. Даже погода с утра стояла серая, хмурая, что очень понравилось Рязанову — она должна была подчеркнуть ощущение опоздания и серьезность ситуации, в которой оказался главный герой.


Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год

Однако, облака развеялись и выглянуло солнце, настроение сцены сразу стало менее тревожным. Чтобы исправить ситуацию, Рязанов решил добавить динамики — он заставил актёров бежать по скользкой и неровной дороге за санями с оператором, который снимал этот процесс. Для придания большей скорости сани тянули все члены съемочной группы. Даже Эльдар Рязанов. Все падения актеров, заснятые при этом, были что ни на есть — натуральные, а Гурченко еще долго после этого лечила повреждённые колени.


Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год

Почти все сцены на перроне, с железнодорожными платформами и путями снимались на станции «Лосиноостровская». Для вокзальных и привокзальных сцен был выбран Рижский вокзал в Москве, там же производились ресторанные съёмки.


Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год

Некоторые сцены были отсняты на Витебском вокзале в Ленинграде: ночёвка героев в зале ожидания и их разговор перед отъездом Платона.


Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год

В фильме также были отсняты эпизоды на Тишинском рынке в Москве, а на Таганской площади — сцена, где Платон везёт Веру на тележке.


Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год

Сцены в колонии — Икшанская воспитательная колония для несовершеннолетних в селе Новое Гришино Дмитровского района Московской области. Сцены свидания Платона с Верой — в деревне Коверьянки Дмитровского района Московской области.

Отказался целовать Гурченко

Сценарий фильма сразу писался под Олега Басилашвили, однако с Людмилой Гурченко они познакомились всего за несколько часов до начала съёмок.


Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год

И в первый же съёмочный день главные герои должны были участвовать в сцене, где Платон целует Веру. Басилашвили стал уговаривать Рязанова, чтобы тот переписал сцену — он не хотел «целовать эту незнакомую женщину», дошло даже до того, что актёр стал угрожать отказом от съёмок в фильме.


Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год

Ситуацию спасла сама Людмила Гурченко — она настолько изменила диалог, что поцелуй перенесли на другую сцену. К концу съемок Басилашвили и Гурченко уже были близкими друзьями.

Документальные фильмы 12+

«Тостуемый пьет до дна». Документальный фильм к юбилею Олега Басилашвили

Код для встраивания видео

Настройки

Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице

Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9

Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео

У народного артиста СССР Олега Басилашвили больше 90 ролей в кино, работа с классиками советского кинематографа Эльдаром Рязановым и Георгием Данелией, огромное количество наград и премий. Но все это пришло не сразу. Долгие годы Олег Басилашвили маячил на заднем плане, перебивался крошечными ролями, да и в личной жизни у него все тоже сложилось далеко не с первой попытки…

В центре нашего фильма история человека, которого судьба научила — ждать. И верить в себя, несмотря ни на что. Он и сам утверждает, что вторая половина его жизни сложилась намного удачнее, чем первая. Но почему? В этом мы и попробуем разобраться.

Читайте также:
👍 14 легендарных фильмов о Великой Отечественной войне 22.06.2017

Олег Басилашвили не должен был стать актером. Он рос очень стеснительным и застенчивым мальчиком, во всем слушая маму и бабушку. Он буквально заболел театром после просмотра легендарного спектакля «Синяя птица» во МХАТе и вопреки желанию родителей втайне отнес документы в школу-студию. Басилашвили поступил с первого раза, но актерская слава не спешила заключить в свои объятия неловкого, застенчивого мальчика. Учился он на отлично, но отчаянно комплексовал, явно проигрывая на фоне других. Правда, почему-то именно им увлеклась первая красавица курса — Татьяна Доронина. Но Таня очень рано начала сниматься, а на Олега режиссеры долго не обращали внимания. Его не взяли во МХАТ, разбив мечту играть на этой легендарной сцене, и только в знаменитом БДТ талант Басилашвили смог разглядеть Георгий Товстоногов. Но ждал своего звездного часа актер почти десять лет. Именно по этой причине его брак с Татьяной Дорониной распался. Она быстро стала звездой, а Басилашвили лишь мелькал в небольших эпизодах.

И только встреча с музыкальным редактором и телеведущей Галиной Мшанской помогла Басилашвили расправить плечи и обрести уверенность в себе, причем не только как мужчине, но и как актеру. Поддержка жены и вера в его талант сотворили чудо. Басилашвили знал, что однажды успех придет. Или актер сам просто до него дозрел, как вино в бочке, переборол свои страхи и комплексы? Однажды расправил крылья — и полетел. А, может, все решила встреча с «правильным» режиссером? Этого режиссера звали Эльдар Рязанов, он увидел Басилашвили на сцене БДТ.

Актеру тогда было уже за сорок. «Служебный роман» Рязанова вышел на экраны в 1977 году, и представить этот фильм без беспринципного и бездушного карьериста Самохвалова в исполнении Басилашвили просто невозможно. Вообще, подлецы — это коронное амплуа Басилашвили. Он переиграл их немало, причем из разных эпох. Но, пожалуй, самый сложная и неоднозначная его роль на сегодняшний день — это Воланд из экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Пусть и во второй половине жизни, но Басилашвили сыграл самые разные роли и сумел доказать широту своего актерского диапазона. В кадре он действительно очень разный! От недотепы, который неспособен на решительный шаг, из «Осеннего марафона», до циничного негодяя Мерзляева из картины «О бедном гусаре замолвите слово».

Среди последних киноработ Басилашвили роль в альманахе «Без границ», где он сыграл работника грузинского кладбища, который влюбляется во вдову, ухаживающую за могилой мужа, в исполнении Инны Чуриковой.

Но даже у такого популярного и востребованного актера есть роли, которые он так и не сыграл. Оказывается, режиссер Леонид Гайдай официально утвердил Басилашвили на роль Остапа Бендера, взяв обязательство похудеть на 20 кг. Актер похудел в рекордные сроки, причем на все 35, а потом случайно узнал, что съемки уже идут полным ходом, а вместо него Бендера играет Арчил Гомиашвили. Никита Михалков обещал ему роль Обломова, но выбрал в итоге Олега Табакова. А вот от роли Ипполита у Эльдара Рязанова в «Иронии судьбы» Басилашвили сам отказался из-за внезапной смерти отца. Вместо него в картине сыграл Юрий Яковлев. Но наш герой ни о чем не жалеет: пусть и не сразу, но он получил все — замечательные роли в кино и театре, признание режиссеров и зрителей, а главное — семейное счастье и поддержку лучшей женщины на свете — жены Гали…

Вместе с актером мы побывали в центре Москвы на Покровке, где он показал нам свой дом и рассказал об истории своей семьи. В архиве школы-студии МХАТ вместе с Басилашвили мы изучили его личное дело, в архиве «Мосфильма» посмотрели его неудачные фотопробы, а в музее костюмов — на его костюмы из фильмов.

Читайте также:
Светлана Бондарчук начала сбор на лечение певицы Галины Куваевой 28.09.2021

Дым отечества. Олег Басилашвили как последний аристократ русской сцены

В книгах Басилашвили сразу чувствуются уверенная рука, острый неподкупный взгляд, вкус к деталям и подробностям. Это не пенсионерские мемуары, а классная театральная проза. Читаешь, и сразу виден человек, скрывающийся за обликом строгого неулыбчивого артиста и народного депутата в импортном твидовом пиджаке: сомнения, одиночество, растерянность перед новой, непонятной жизнью, проносящейся куда-то мимо, мимо. Наплывы воспоминаний как сны, уводящие далеко в прошлое, когда он был молодой и прекрасный, носил офицерский китель в «Эскадре» и гусарский ментик в «Истории лошади», пробовался на Остапа Бендера в фильме «12 стульев», ради которого похудел на сколько-то там килограммов. Тогда в фильм его не взяли, но подвиг героических самоограничений не пропал даром: Товстоногов подарил ему Хлестакова — одну из лучших его ролей…

Кап-кап — мерный звук больничной капельницы возвращает героя его книги в реальность, отсчитывая полагающиеся ему миллиграммы здоровья и сил. Кап-кап… Не слишком щедро, но Олегу Валериановичу грех жаловаться. Он по-прежнему на виду. В театре перед ним трепещут. Публика его обожает. На спектакли, в которых он занят, не достать билеты. Он — национальное достояние. И этот статус вкупе со всеми званиями и легендарными фильмами защищает его от переменчивой театральной фортуны надежнее, чем расположение самого высокого начальства. Жизнь показала, что любое начальство рано или поздно меняется, а Басилашвили — фигура постоянная. Он вписан в петербургский культурный ландшафт вместе со всеми куполами и позолоченными шпилями, растворен в сером, туманном и мглистом пейзаже. Навсегда запечатлен кинокамерой Сергея Вронского в «Осеннем марафоне»: человек бегущий, человек, упрямо и понуро преодолевающий привычные трудности бытия. Человек побеждающий, но при этом не замечающий своей победы. Нет, не переводчик Бузыкин, милый, безвольный человек, обреченно мечущийся между двумя женщинами, но античный Сизиф — подлинный герой Олега Басилашвили, которого он так и не сыграл, но который всегда маячил где-то на горизонте его актерской судьбы.

С тех пор как перебрался в Ленинград, он все время шел в гору, бежал свой бесконечный марафон. Медленно, упорно, не желая замечать скептические и насмешливые взгляды. Ведь в БДТ его поначалу называли не иначе как «муж Дорониной». Надо было это преодолеть. Решающий перелом наступил на «Трех сестрах», когда ему досталась роль Андрея Прозорова. К тому времени они уже расстались с Татьяной Васильевной, и он был сам по себе. Басилашвили и играл в той роли право жить как хочется, не стараясь непременно оправдать чьи-то завышенные ожидания. Горечь финального монолога Прозорова будет перекликаться со многими другими персонажами, сыгранными актером. Они все хотели любви, просто изнемогали от желания, чтобы ими восхищались, любовались, гордились. Они буквально становились другими, когда на них были устремлены чьи-то влюбленные глаза, и тут же скучнели и замыкались, когда никакого интереса к себе не ощущали.

Ненасытный актерский нарциссизм может быть смешным и даже жалким, особенно когда речь идет об актерах-мужчинах. А может стать ослепительным, как у Басилашвили в «Истории лошади» или «Ревизоре». Тут все решают вкус, чувство меры, актерское мастерство. Он так сегодня играет «Дядюшкин сон»: кажется, шаг влево — и получится шарж, шаг вправо — и будет эстрадный скетч. А тут невесомыми, манерными шажками старого подагрика, но всегда четко по центру, по золотому сечению проходящему, там, где откровенный смех пересекается с пронзительной грустью, а понятное сострадание к старости и ветхости героя — с мгновенным насмешливым от него отстранением.

В этом всегда столько внутреннего изящества, какой-то душевной по­движности и легкости, что сознание отказывает воспринимать реальный возраст исполнителя. Неужели восемьдесят четыре? Немыслимо!

Тема актерского долголетия особая и деликатная, а для такого театра, как БДТ, тем более. В подтексте многих воспоминаний и разговоров то и дело слышится скрытая обида, что поколение первачей товстоноговской труппы так и не дало вырваться молодым, не позволило им реализоваться в полной мере. И дело даже не в закулисных интригах или вечной битве амбиций, просто дарования старших оказались на порядок мощнее и ярче. С ними рядом последующие поколения выглядели бледно. Так часто бывает в семьях, где тон задают знаменитые родители, а детей до седых волос держат на подхвате. Да и физически старшие оказались крепче, выносливее. Все они были рассчитаны на марафонские дистанции, которые так и не одолели их молодые соперники. Как безвременно рано сошли с нее Юрий Демич, Андрей Толубеев…

Читайте также:
14 знаменитых людей, переживших блокаду 16.08.2016

На самом деле это одна из тайных драм БДТ. При всей своей гениальности Товстоногов не смог или не захотел обеспечить себе и своим ведущим актерам молодых преемников. Все, на что его хватило под конец жизни, — это пригласить к себе в труппу двух звезд: Алису Фрейндлих и Валерия Ивченко. И те уже были немолоды. Это такая фараонская беспощадная логика, свойственная всем великим главным режиссерам: вместе со мной должны уйти все.

«Я не понимаю, не понимаю. Объясните мне, объясните!» Почему-то репетиции «На дне» запомнились многим их участникам этими настырными вопросами Басилашвили-Барона и попытками Товстоногова бросить курить. Впрочем, к самоедству Олега Валериановича все в те­атре успели уже привыкнуть, а вот Товстоногов без сигареты был непредставим. В результате под конец репетиций он все-таки не выдержал и закурил.

Постановкой «На дне» театральный круг был полностью пройден и завершен. Началась новая жизнь. Трансляция дебатов со съезда депутатов Верховного Совета вызывала куда более живой отклик у публики, чем сложносочиненные театральные метафоры и превосходная актерская игра. Может, поэтому на исходе 1980-х Басилашвили и ринулся в политику. Но о том, чтобы оставить БДТ, не могло быть и речи. Он никогда бы не предал своего учителя. Хотя соблазнов было много.

И снова изматывающий, бесконечный марафон встреч, дебатов, собраний, выступлений. Сейчас, когда я спрашиваю Басилашвили о надеждах и иллюзиях его депутатского периода, он стоит непоколебимо: 1990-е — святые годы, ельцинская команда реформаторов вытащила страну с самого дна, где мы все тогда оказались. И это надо помнить тем, кто сегодня безответственно клянет девяностые.

…Для интервью нам отвели парадную приемную. Тут обычно принимают самых почетных зрителей: сверкающий лаком паркет, шелковые занавесы на окнах, мебель под старину. Все очень торжественно. Но Олегу Валериановичу как-то неуютно.

— А почему здесь? — удивляется он, недовольно оглядывая люстры и лепнину. — Лучше бы у меня в гримерке.

Но менять дислокацию сложно, поэтому остаемся сидеть в тех же антикварных креслах. Спрашиваю, что подвигло его на вторую книгу.

— Захотелось на бумаге разобраться в сумасшедшем хаосе нашей нынешней жизни. Сложить мозаику из встреч, наблюдений, воспоминаний. Театра как такового в моей книге не так уж и много. Для меня было важнее докопаться до сути. Например, один из центральных сюжетов — судьба моего старшего брата Георгия, пропавшего без вести во время войны. Спустя почти семьдесят лет у меня в руках оказались документы, из которых выяснилось, что брат, начальник штаба дивизии, вовсе не пропал, а был смертельно ранен 7 сентября 1943 года под Ельней, доставлен в полевой госпиталь, где и умер на следующий день. Его похоронили в братской могиле. Остался его офицерский медальон. Все это зафиксировано в официальных бумагах. Почему столько лет от нас скрывали правду, непонятно. Тут одно объяснение — счет убитых шел на миллионы. Проще было отправить формальную отписку: пропал и пропал. Понимаю, что эта частная история касается только меня, но в ней отражена вся суть отношения к людям в нашем Отечестве. И если это не поменять, рассчитывать не на что. Все останется как было.

Читайте также:
Стюардесса рассказала, как ведут себя звезды в полете 03.11.2018

Спросил о том, как театр впервые вошел в его жизнь, и тут же убедился, что, конечно, Басилашвили — прирожденный писатель. У меня на глазах родилась новелла о военной Москве 1940-х годов. Просто садись и записывай под его диктовку. Гололед, пустынные улицы. Никаких автомобилей, кроме военного транспорта. Скользко, холодно, голодно… И вдруг вместо льда под ногами расчищенный тротуар, желтый песочек, высокие ступени, ведущие в приоткрытые двери с медным кольцом вместо привычной ручки. А там, внутри, веет мягким теплом от радиаторов центрального отопления. Запах уютного дома. Московский художественный театр. Именно этот необъяснимый аромат какой-то другой прекрасной, мирной и недоступной жизни навсегда пленит воображение юного Олега Басилашвили.

Пройдет немало лет, и что-то похожее он вновь испытает уже взрослым человеком на спектакле «Пять вечеров», поставленном Г. А. Товстоноговым. К сожалению, даже самой чувствительной кинопленке неподвластно запечатлеть неповторимое «атмо­сферное облако», которое возникает вокруг великих спектаклей. Оно растворяется в воздухе и исчезает вместе с ними бесследно. Ничего от шедевров не остается. Даже известная киноверсия «Мещан», которую любит показывать канал «Культура», и в сотой доле не передает магии того великого театра, каким был БДТ в годы своего расцвета.

— Значит, театр — дым? — допытываюсь я.

Олег Валерианович устало кивает, да, наверное. А потом, подумав, вдруг резко начинает возражать, как будто ему нанесли личную обиду.

— Нет, не согласен. От настоящего театра обязательно что-то остается. Вот я, например, на всю жизнь запомнил, как Василий Иванович Качалов играл Гаева в «Вишневом саде». Там в последнем акте у него в руках был большой белый платок. И в финале он, буквально как кляп, засовывал себе его в рот, чтобы никто не слышал рыданий, душивших его. Это было одновременно и смешно, и трагично, и страшно. А «Синяя птица»! Сцена, когда Митиль и Тильтиль приходят в Страну Воспоминаний, где живут покойные бабушка и дедушка вместе с братьями и сестрами, умершими в младенчестве. Я до сих пор слышу голос Митиль: «А вы, бабушка и дедушка, живы?» И те ей отвечают: «Пока вы нас помните, мы живы, а когда перестанете вспоминать, нас не станет». Собственно, так, наверное, и театр. А вы говорите — дым!
Ɔ.

Олег Басилашвили рассказал, что главное в жизни человека

В прямом эфире народный артист СССР в диалоге с актрисой БДТ Полиной Маликовой (Толстун) – 12 лет они играют вместе в спектакле “Дядюшкин сон” – почти два часа общались со зрителями. Оба перед эфиром набросали план беседы. Но, как со смехом признались в финале, не очень-то получилось следовать написанному.

Главное – приносить людям радость

Олег Валерианович, чем вы занимаетесь во время самоизоляции?

Олег Басилашвили: Я бы назвал это самоликвидацией. Шутка! Боюсь коронавируса. А чем занимаюсь? Есть о чем подумать, что-то вспомнить, оценить свою жизнь.

Я сейчас смотрю передачи “Открытый урок с Дмитрием Быковым”. Талантливо, во многом, может, спорно. Но то, что Быков говорит о Булгакове и о романе “Мастер и Маргарита” – это безумно интересно. Я это чувствовал, когда играл Воланда (в фильме “Мастер и Маргарита” Владимира Бортко. – “РГ”), но выразить словесно не мог.

Посоветуйте, что нужно обязательно прочитать детям?

Олег Басилашвили: Скажу про себя. Первая книжка, которую я прочитал самостоятельно – “Приключения Тома Сойера”. Можно начинать с других, когда ребенку восемь-девять лет, “рецептов” нет.

А какой главный совет вы дали бы внукам?

Олег Басилашвили: Жизнь коротка и надо сотворить в ней как можно больше хорошего. Мне кажется, главная задача человека – приносить людям радость.

Спасибо врачам!

“Спасибо огромное врачам за их вклад, – сказал во время прямого эфира со зрителями Олег Басилашвили. – Они тоже заболевают. И даже есть смертельные случаи. Я вспоминаю и медсестер, и нянечек. Это молодые девочки, но они так ведут себя, что как будто перед тобой мама, сочувствуют тебе, хотят помочь и знают, как это сделать”.

Читайте также:
Чулпан Хаматова: вечная бунтарка с большим сердцем 01.10.2021

БДТ имени Г.А. Товстоногова запустил всероссийскую благотворительную эстафету в поддержку медицинских работников, оказавшихся сейчас на передовой в борьбе с коронавирусом. 17 мая во время марафона артисты целый день читали документальные записи современных врачей, борющихся с COVID-19. БДТ вместе с фондами “Не напрасно” и “Живой”, журналом “Театр” собрали около четырех миллионов рублей, на которые для НИИ Скорой помощи им. И.И. Джанелидзе были закуплены необходимые медикам средства индивидуальной защиты. Инициативу БДТ подхватили многие театры страны.

Во время прямого эфира актеры Олег Басилашвили и Полина Маликова обратились к зрителям с просьбой пожертвовать деньги медикам: “Отправьте хотя бы по рублю и это хорошо. Врачи совершенно беззащитны сейчас”.

Чай или кофе?

Говорили о важнейших моментах профессиональной жизни, о театре, режиссерах, партнерах по сцене. Самым счастливым временем своей жизни Олег Басилашвили считает учебу в студии МХАТ и служение БДТ, которое длится уже более 60 лет. Актер рассказал о своем дебюте, который “стал настоящим провалом” и надолго выбил его из колеи. Это случилось на спектакле “Варвары” в 1959 году (роль – Степан Лукин). А потом были яркие роли в спектаклях Товстоногова – Князя Серпуховского в “Истории лошади”, Джингля в “Пиквикском клубе”, Войницкого в “Дяде Ване” и другие работы, которые до сих пор памятны зрителям. Беседовали о многом. О гениях в живописи, театре, кино, о таланте российских и зарубежных артистов, от игры которых не оторваться.

Есть у вас любимый западный актер, Олег Валерианович?

Олег Басилашвили: Есть. Я восторгаюсь Аль Пачино, Робертом Де Ниро, Дастином Хоффманом. Можно с ума сойти, как играет Мюррей в фильме “Сломанные цветы”.

Говорят, актеры – хорошие психологи. Вы хорошо разбираетесь в людях?

Олег Басилашвили: Нет. Я часто обманываюсь. Мне кажется, что в людях много хорошего, но я часто разочаровываюсь.

А еще были бытовые блиц-вопросы:

– Кошка или собака?

– Жареная картошка с луком.

Зрители писали любимому актеру: “Ощущение, как будто сидишь рядом с вами, какое счастье!”, “Вас можно слушать бесконечно!”, “Я с детства восхищаюсь вами”, “Вы самый лучший Воланд”, “Бурные аплодисменты. Браво!”.

Все материалы сюжета “COVID-19. Мы справимся!” читайте здесь.

Андрей Мягков: На съемках мы пили не по-настоящему – у Рязанова была жесткая дисциплина

Многие зрители 31 декабря вновь пересмотрят невероятную историю Жени Лукашина. Накануне главного зимнего праздника мы узнали, каково было Ипполиту мыться в одежде в душе, была ли рыба действительно гадкой и какая анекдотичная история легла в основу фильма, полюбившегося миллионам.

Чистый водевиль

Режиссер Эльдар Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский изначально о фильме даже не думали. Они услышали реальную историю подвыпившего мужчины, над которым решили пошутить друзья. Приятели отправили его спящим в другой город на поезде.

– Эта история возникла как анекдот, – рассказал сын сценариста Эмиля Брагинского Виктор. – В паузе между съемками они решили написать пьесу, которая была бы удобна для любого театра по составу артистов: от возрастных до молодых. Это был чистый водевиль. В Москве театры не особо ее жаловали, но по стране постановка прошла более чем в 100 театрах. И тогда Эльдар Александрович решил взять эту вещь как основу для сценария.

Эльдар Рязанов очень тщательно подходил к подбору актеров. Играть Ипполита изначально должен был Олег Басилашвили, и он даже принял участие в съемках. Но в этот момент у него скончался отец. Тогда Рязанову срочно пришлось искать замену, при этом нужен был человек, очень похожий на Басилашвили. Ведь сцена, где Надя Шевелева выбрасывает фотографию Ипполита в окно, была уже отснята. А на ней видно лицо актера. К счастью, почти никто из зрителей не заметил, что на снимке запечатлен не Юрий Яковлев.

Читайте также:
«Мы продержались»: Савельева и Сафонов пережили кризис в отношениях 30.09.2021

Все артисты сами жаждали сняться у Рязанова, несмотря на то что гонорары у картины были ограничены. Ведь изначально широкий прокат отказался заказывать себе ленту. И “Иронию судьбы” снимали как телевизионный проект.

Брыльска сказала: “Какие пробы? Я приехала играть!”

– Я сразу согласился играть роль в этом фильме, – рассказал Андрей Мягков. – Мне показалось, что там много возможностей для интересной работы. Это ведь новогодняя история любви.

– Барбара Брыльска попала в фильм случайно, – вспоминает оператор Вадим Алисов. – Актрису на роль Нади Шевелевой искали долго, Света Немоляева пробовалась. Но она не устроила Эльдара Александровича. Тогда кто-то из участников съемок, по-моему, второй режиссер, сказал: “У меня у сына над кроватью висит портрет очень симпатичной актрисы”. Оказалось, что это польская актриса, а снимок был в журнале “Экран”. Она снималась для фильма “Освобождение”, и ее контакты были у “Мосфильма”. Барбара тут же приехала, Эльдар Александрович ей сказал: “Давайте пробоваться”. А она ответила: “Какие пробы? Я приехала играть роль!” Говорили, что она якобы просила снимать поцелуи со спины, потому что не хотела целоваться. Но я был на всех съемках, и ни разу по этому поводу разговора не было.

Рыба не была гадкой

После съемок фильм был на грани закрытия – режиссера обвинили в пропаганде алкоголизма.

– Картину хотели запретить. Я относился к этому как к идиотизму, – признается Андрей Мягков. – Сейчас говорят, что перед сценой в бане мы пили алкоголь по-настоящему, но это неправда. У Эльдара Рязанова на съемках всегда была дисциплина.

Особенно чиновников возмутила сцена в бане.

– Это сцена действительно была под вопросом, – говорит Виктор Брагинский. – Ее просили вырезать.

Позже сцену с баней решили все же оставить. Но Рязанова попросили записать обращение перед показом ленты.

Актеры вспоминают, что слова Ипполита в сцене с душем “Тепленькая пошла” были сымпровизированы, как и фраза: “Какая гадость эта ваша заливная рыба”. Дело в том, что до этого рыба два дня стояла в тепле. Но оператор уверен, что эта фраза все же была в сценарии.

– Когда Юрий Яковлев в одежде заходил в ванну, у него была теплая вода, – поясняет Алисов. – Никакого дискомфорта не было. А заливную рыбу взяли из столовой. В шикарном ресторане, конечно же, ее не стали заказывать. По смете не предполагалось.

Пробный брак, служебный роман… 7 историй любви Олега Басилашвили

За неделю до юбилея Олег Басилашвили вышел на сцену БДТ в первой премьере сезона: спектакле «Палачи». В знаменитом театре на Фонтанке он служит уже 60 лет. А самому артисту — 85.

Новости часа

Продолжение текста после рекламы

В БДТ Басилашвили занят в трех спектаклях. От кино в последние годы он отказывался: играть было нечего. И вот случилось чудо. Виктор Мережко снял по собственному сценарию драму «Не ждали», в которой главную роль сыграл Олег Валерианович (говорят, встретившись однажды с режиссером, Басилашвили сам попросил написать для него роль). Телепремьера фильма — 28 сентября.

Творческая судьба Басилашвили — на редкость удачная. Многие коллеги довольствуются одной звездной ролью в кино, как бы оправдываясь: ради такой и жизнь прожить не жалко. А у него — россыпь ярких образов, работа с лучшими режиссерами.

Сейчас даже читать странно, что когда-то в нем не видели ни особого таланта, ни внешней красоты. Даром что настоящая слава пришла к актеру только после 24-й (!) картины, когда ему было уже 43 года. Но это был выстрел так выстрел! В «Служебном романе» Эльдара Рязанова Басилашвили мастерски перевоплотился в преуспевающего карьериста Самохвалова. Однако была у него здесь и другая линия — лирическая.

Читайте также:
Саша Артемова рассказала, что сидит без света из-за долгов 28.09.2021

АиФ. ru собрал самые любопытные истории любви Олега Басилашвили — в кино и в жизни. И вот что получилось.

История 1. Студенческая, 1955 г.

Школа-студия МХАТ. Курс Павла Массальского. Вместе учатся Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Виктор Сергачев, Олег Басилашвили и. Татьяна Доронина. То есть студентов, конечно, было больше. Эти стали известными. Но предугадать их взлет тогда вряд ли кто взялся бы. Талантливая красивая ленинградка Доронина из всех выбирает Басилашвили. К слову, единственного москвича из того списка.

На третьем курсе они играют свадьбу. А после выпускного уезжают по распределению в. Сталинград. Татьяну, правда, оставляли во МХАТе. Но куда молодая жена без мужа? Как декабристка, она едет с Олегом в город воинской славы на Волге. К счастью, там супругам не находится места в репертуаре и очень скоро они перебираются к родителям Татьяны в Ленинград.

Это был пробный брак для обоих. Очарованные молодостью, страстью, довольно быстро они поняли разность взглядов, характеров, мыслей, отношения к профессии и. друг к другу.

История 2. Служебная, 1956 г.

Спустя несколько десятилетий, пережив уже несколько разводов, Татьяна Васильевна опубликует «Дневник актрисы»:

«Съемки. Олег живет в неуютной и нечистой комнате. За столом. сидели актер и актриса, несколько возбужденные застольем и друг другом. Пикантность обстановки была очевидна, она наполняла, являлась атмосферой нечистой комнаты. „Непохожесть“ Олега на самого себя была очевидной и стесняла его самого. Клеймо с названием „все дозволено“ Олег носил, еще стесняясь, не чувствуя изнутри, не понимая серьезности болезни, которой он был заражен. Двусмысленные взгляды актера, цинизм его юмора усугублялись ласковостью ко мне актрисы. Ласковость трусливой суки, которая боится, что ее выгонят, а главное — имеют право выгнать. »

За художественными образами — нестерпимая боль и обида до конца жизни. Как бы она ее ни скрывала.

«На следующее утро Олег ушел на съемки, я собрала свои скудные пожитки и пошла на станцию. Когда все было кончено, женщина-хирург сказала: „Жалко, двое у тебя были. Девочка и мальчик. “ Я предала их. Я совершила первый страшный грех, который не прощается. »

Аборт аукнулся неизлечимым бесплодием.

В то время, которое описывает Доронина, ее муж снимался в картине «Невеста». Партнершей была Татьяна Пилецкая.

История 3. Несостоявшаяся, 1975 г.

Однажды после показа «Мольера» в БДТ Эльдар Рязанов зашел в гримерку, которую делили Сергей Юрский и Олег Басилашвили. С первым у него были давние теплые отношения, со вторым режиссер даже не был знаком. Поздравив Олега с блестящей работой, Рязанов ненароком обронил: «Не понимаю, почему я не снимаю вас в своих комедиях». «Признаться, я тоже этого не понимаю», — поддержал его актер.

Начало совместному творчеству было положено. И, приступая к «Иронии судьбы», Рязанов ни минуты не сомневался, что Ипполитом будет Басилашвили. Проба получилась блестящей, были пошиты костюмы, сделаны фотопортреты любимого Наденькой Ипполита. И вдруг у Басилашвили умирает отец, затем — коллега по БДТ Ефим Копелян. В театре все кувырком, замены спектаклей.

История новогодняя, но Рязанов ждал Басилашвили до марта. И до последнего надеялся.

Любовь к Наденьке (Барбаре Брыльской) не случилась. Но и фотопортрет Ипполита-Басилашвили на снегу, который она бережно поднимает, переснять не успели: зима стремительно сдавала позиции.

История 4. Неразделенная, 1977 г.

В фильме «Служебный роман» линия Самохвалова и Рыжовой (Светлана Немоляева) только на первый взгляд незначительна. Главные тут, конечно же, Калугина и Новосельцев. Но трогательная, возродившаяся вдруг из небытия любовь Ольги Петровны к другу Юрочке заставляет задуматься о преуспевающем пообтершемся «в заграницах» карьеристе, который только с виду «свой парень». Зрители жалеют Рыжову и тихо посмеиваются, как ее коллеги.

Читайте также:
Дворник, шахтер, таксистка: чем занимались в 90-е невостребованные актеры 30.05.2021

«История с письмами влюбленной женщины, отданными на разбор общественности, ведь не выдумана авторами, а взята из жизни», — вспоминал Рязанов. Самохвалов-Басилашвили тут — обаятельный мерзавец. Холодный расчет, дивиденды от общения с тем или другим — вот что его интересует на службе. И, если вспыхнувшие к нему чувства «умницы» Олечки могут помешать карьере, значит, долой чувства! Чего бы это ни стоило.

История 5. «Треугольная», 1979 г.

«Осенний марафон» — возможно, самое удачное воплощение на отечественном экране банального любовного треугольника. Комедия, конечно, получилась печальной. Даже печально-философской. Но Данелия, как и Рязанов, любил снимать «про жизнь». А автор сценария Александр Володин как раз описал собственную жизненную ситуацию. Что говорить, в подобные истории вляпывались многие: Наталья Гундарева, Галина Волчек, сам Данелия. И только Басилашвили долго не мог понять, про что кино.

К слову, на роль Бузыкина изначально планировали взять Александра Калягина. Потом пробовалась вся «киносборная» СССР. Басилашвили в этой роли Данелия поначалу совсем не представлял. А теперь сложно представить на его месте кого-то другого.

История 6. Нечаянная, 1982 г.

Как-то на очередной премьере в Доме кино Рязанов сидел рядом с Басилашвили и нахваливал любимого актера. Тот за словом в карман не полез: «Раз тебе так нравится со мной работать, пиши расписку, что будешь занимать меня в каждой своей следующей картине». Режиссер, недолго думая, написал. И Олег Валерианович бережно спрятал ее.

Прошло не так много времени, Рязанов и думать забыл о смешной расписке, когда, встретившись однажды с Басилашвили на «Мосфильме», он рассказал актеру, что собирается снимать «Вокзал для двоих» и, может быть, предложит ему главную роль. «Я не понимаю, что означает это „может быть“. У меня в кармане документ о том, что ты обязуешься меня снимать в каждой следующей ленте. Так что вызывай, я готов!»

Фильм стал еще одной удачей режиссера и актера. И снова был снят по реальной истории, в которой когда-то оказались Микаэл Таривердиев и Людмила Максакова. Его осудили на два года. А она рассказывала, что за рулем был композитор.

Пианисту Платону Рябинину повезло: на вокзале он встретил официантку Веру Николаевну. И она, а не жена, приехала к нему на север. И бежала вместе с ним, как загнанная лошадь, в минус 20, чтобы успеть к утренней поверке.

История 7. Настоящая, с 1961 г. по сей день

Со второй женой — Галиной Мшанской — Олега Басилашвили тоже свела работа. Говорили, что он даже чуть не выкрал ее однажды из телестудии — с прямого эфира.

«Вот на этой девушке я женюсь!» — заявил актер приехавшему из Москвы отцу и коллеге Павлу Луспекаеву. Они пили чачу и смотрели телевизор. Галина вела «Телевизионный клуб молодежи». Басилашвили действительно приехал в телецентр. И только красный глазок камеры остановил его и не дал влететь в кадр.

«Не могу сказать, что он как-то особенно за мной ухаживал, забрасывал цветами, — призналась однажды Мшанская. — Зато сразу расположил к себе порядочностью, внутренней добротой. Хотя характер у него сложный. Но я приспособилась. »

Как и для Басилашвили, для Галины Евгеньевны брак тоже оказался вторым и последним. Супруги вырастили двух дочерей, дождались внуков. И вот уже 58 лет вместе.

“Аргументы и факты”.

Мы не редактируем ваши комментарии, но призываем соблюдать нормы морали, не разжигать национальную рознь, избегать оскорблений в адрес авторов текстов и собеседников. В случае игнорирования этих несложных правил редакция оставляет за собой право удалять комментарии и лишать пользователя возможности их оставлять.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: