Тарас Бульба (2009) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Земля Санникова»?

ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете творчество Анны Самохиной?

ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильмы с Верой Глаголевой?

ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильмы с Вячеславом Тихоновым?

Журнал

10 интересных фактов о фильме «Тарас Бульба»

Какую роль предлагали Михаилу Боярскому, почему режиссёру не разрешили снимать Бахчисарае и где фильм запрещён к показу.

Фильм Владимира Бортко стал первой отечественной экранизацией знаменитой повести Николая Гоголя. На западе «Тараса Бульбу» экранизировали в Германии, Америке и Франции, а у нас над произведением как будто висел рок. Советские режиссёры несколько раз пытались начать работу, но продвинуться дальше сценарной заявки удалось только Александру Довженко. Съёмки его «Тараса Бульбы» были запланированы на лето 1941 года, но началась война. Позже фильм хотел снять Сергей Бондарчук — он написал сценарий и собирался сам сыграть главного героя, но в Министерстве культуры ему настоятельно рекомендовали найти другое произведение для экранизации…

«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

Самой повести тоже в своё время досталось. После первой публикации в 1835 году её раскритиковала царская цензура, и следующие семь лет Гоголь переписывал произведение — выкидывал эпизоды, переставлял акценты и дописывал главы. В 1842 году вышла вторая редакция «Тараса Бульбы», которая перед публикацией была ещё дополнительно отредактирована в издательстве. На западе брали за основу первую версию, а Владимир Бортко экранизировал именно вторую.

«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

Сценарий ощутимо отличался от произведения. Помимо того, что в фильме Тарас и сыновья стали гораздо старше, а безымянная панночка получила имя Эльжбета и целую сюжетную линию, режиссёр добавил второстепенных героев и зрелищных сцен. Причем, некоторые из них были довольно жестокими и натуралистичными, что вызвало много критики в адрес Бортко. При этом в фильм не вошли неполиткорректные по современным меркам высказывания, которых в первоисточнике было достаточно.

«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

В главной роли режиссёр видел только Богдана Ступку, с которым они были знакомы много лет. Актёр согласился с интересом — он вообще любил исторические фильмы, тем более, что ему предстояло сыграть такой сложный характер. Ступка считал своего героя казацким самураем, умным, образованным, но слишком фанатичным… В фильме актёр снялся вместе со своим сыном — Остап Ступка сыграл небольшую роль казака Вертыхвиста.

«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

На роль польской панночки взяли Магдалену Мельцаж — актрису, певицу и модель из Варшавы. Специально для «Тараса Бульбы» она записала песню «Разлучённые сердца», которая прозвучала в фильме. Вскоре после съёмок актриса закончила кинокарьеру и уехала в США.

«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

Михаила Боярского режиссёр пригласил на роль француза, но актёр сказал, что француза играть не хочет, а вот казака — с удовольствием. Бортко отправил его в костюмерную, чтобы он сам подобрал себе образ, и уже по результатам утвердил на роль Мосия Шило. В книге это был второстепенный персонаж с парой фраз, но для фильма линию героя расширили. У Боярского большой опыт работы в трюковом кино, поэтому он работал без дублёров, и однажды это его подвело — на съёмках сцены, где Шило одной рукой вел сразу трёх лошадей, актёр сломал несколько пальцев…

«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

Почти все съёмки проходили на территории Украины. Начали работу на острове Хортица, где находится историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь». Недалеко от комплекса достроили казацкие хаты, мастерам из посёлка Кушугум заказали постройку двух кораблей-чаек, а костюмы одолжили у польских постановщиков фильма «Огнём и мечом». Хату Тараса Бульбы снимали отдельно — для этого построили декорацию на московской киностудии.

«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

Продолжились съёмки в Каменце-Подольском, в известном по советским приключенческим фильмам Хотинском замке, в Киеве, и в Крыму, где у съёмочной группы возник конфликт с представительством крымских татар. В бахчисарайском Ханском дворце планировали снять сцену воспоминаний Тараса Бульбы о турецком плене, но режиссёру заявили, что произведение Гоголя оскорбляет крымских татар и работать они не позволят. Меджлис поддержали приглашённые к спору муфтий Крыма и глава администрации района. Бортко ничего не оставалось, как свернуть аппаратуру и искать новое место.

Читайте также:
Судья Дредд (1995) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

Два актёра, занятых в съёмках, не увидели результат своей работы — роли в фильме «Тарасе Бульбе» стали для них последними… Борис Хмельницкий умер, не успев озвучить своего героя, и в фильме Бородатый говорит голосом Никиты Джигурды. Александр Дедюшко, игравший казака Степана Гуску, через две недели после съёмок погиб в автокатастрофе. В память об актёре съёмочная группа посадила дуб на территории комплекса «Запорожская Сечь» — именно там снималась сцена посвящения Гуски в казаки.

«Тарас Бульба», к/к «Арк-фильм», 2009, реж. В. Бортко

Вокруг «Тараса Бульбы» было много политических споров, но в прокате он прошёл очень успешно. Сразу после премьеры украинские режиссёры сняли собственный фильм «Дума про Тараса Бульбу», который незаметно прошёл в телеэфирах. С 2014 года «Тарас Бульба» Владимира Бортко запрещён к показу на территории Украины.

Рецензия на фильм «Тарас Бульба»

В войне “Тараса Бульбы” с Гоголем сложили головы бесчисленные Прокопенки и даже жена Тараса, пугающе раскатанная из ковра.

Когда режиссер Владимир Бортко взялся за экранизацию “Тараса Бульбы”, он предполагал, что снимает эпос, что демонстрировало верх его уважения к оригиналу. Эпично-не эпично, но граждански выверено начало картины, когда Тарас – Бодан Ступка вдохновляет казаков речью про ни с чем не сравнимое русское товарищество, которое ого-го какое товарищество и жизнь за него отдать не сложно. Товарищи глядят с одобрением, но вид имеют при этом вполне правдоподобный – отчаянных маргиналов с явной тягой к алкоголю, насилию, саморазрушению и самоуверенно-насупленной дикостью. Хрестоматийная встреча сыновей “поворотись-ка, сынку! экий ты смешной” проходит гладко, Вдовиченков в роли Остапа и Петренко-Андрий самоотверженны в своих дурацких свитках, и можно еще списать на эпический замах прямолинейные планы вроде трех конных фигур, картинно удаляющихся на фоне заката, но с приездом на Сечь картину начинает угрожающе кренить куда-то решительно не в ту степь.

Запорожцы, как им было и положено, разгульничают, бражничают и беспредельничают, но на открытые военные действия толкает их не Тарасова военная хитрость – огненное желание поехать навалять-таки врагам. Так было у Гоголя, который упивался в своем тексте вольной реставрацией старых времен, и многие мотивы и поступки впрямую объяснял тем, что век был, дескать, таким и люди, мол, соответствующими, и судить их за это нельзя с нашими мерками. Нет, в фильме казаки идут на поляков по вполне этическим и гражданским причинам – поляки вторглись, захватили, все сожгли и даже убили Тарасову жену (для демонстрации мертвую жену в исполнении актрисы Ады Роговцевой раскатывают из ковра).

В дальнейшем зритель, со школы невольно ознакомившийся с “Тарасом Бульбой”, может со смешанными чувствами наблюдать не только противостояние казаков с поляками, но и сложную борьбу режиссера с первоисточником. Режиссер пытается умять произведение под идеологически-верный крой (например, выпустив моменты зверства и всяких ненужных такому фильму младенцев на казацких пиках), но при этом трепетно оставляя героям всю громоздкую литературную речь Николая Васильевича, который уже и в 26 лет не был никак писателем-реалистом, и создавал не эпические тексты, а скорее – прозаические головоломки, ядовитые для простодушного трактователя.

При передаче вырванные из контекста монологи и диалоги начинают производить ударный и незапланированный комический эффект. Планомерно погибающие в конце осады крепости казаки по очереди приподнимаясь на плечо клянутся в верности отечеству, войску и, так и ждешь, что кто-то из них соберется силами и произнесет личную благодарность кому-то из вышестоящих лидеров. Перечисление погибших Прокопенок душевным закадровым голосом Безрукова доводит сцену до кульминации. Горящий на костре Тарас вполне по тексту пространно просит соратников удалиться по намеченному им маршруту, а также советует вернуться весной и погулять от души. Богдан Ступка, актер огромного таланта, созданный, казалось бы для этой роли, попадает как кур в ощип, а что уж говорить про Вдовиченкова и Петренко. Михаил Боярский выложившийся в роли Мосия Шило, смотрится просто вставным цирковым номером – из-за отсутствия иных мотиваций он тоже защищает товарищество и честь как давно умеет, а мы хорошо помним этот рисунок по сериалу Юнгвальда-Хилькевича.

Читайте также:
Овод (1980) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Вся честная и качественная работа – тщательно воссозданная гоголевская Сечь, прекрасная характерная массовка, масштабные батальные сцены, точный основной кастинг, все, все пало жертвой неравной битвы фильма с гоголевской трелью.

И первый Прокопенко погиб, и второй, и третий и двадцать пятый. Все до единого.

Тарас Бульба (2009, фильм) – отзыв

Шикарная экранизация бессмертного произведения О сильных духом людях, любви и предательстве, преданности родной земле и милой моему сердцу Украине

Привет всем заглянувшим!

Увидев почти сплошь отрицательные отзывы на данный фильм, я, сказать честно, была просто ошарашена. Не могу пройти мимо, не сделав попытку реабилитировать картину!

Страна: Россия, Украина, Польша

Жанр: драма, исторический

Длительность: 127 мин.

Сюжет, я думаю, известен каждому учившемуся в школе, ведь данный фильм – экранизация повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”. Мы изучали повесть в 6 классе. Я перечитывала ее много раз и после, уж очень большое впечатление она произвела.

Но все же не буду изменять традиции и приведу краткую аннотацию

Исторический фильм «Тарас Бульба» является экранизацией одноименной повести Николая Гоголя и повествует о временах Запорожской Сечи и борьбе казаков с чужеземцами за родные земли. После возвращения домой сыновей Остапа и Андрия, которые учились пару лет в Киеве, уманский полковник Тарас Бульба решает их отправить на Запорожскую Сечь, считая это место лучшей наукой для молодого казака. Пока отец с сыновьями добирались до Сечи, поляки захватили родной хутор Бульбы, убив его жену и всех рабочих, а кого не убивают берут в плен и издеваются.

Войско казаков выступает на борьбу с Речью Посполитой и захватывает богатый город Дубно. Но не знает великий полковник Тарас Бульба, что его младший сын Андрий давно влюблен в польскую панночку Эльжбету — дочь знатного польского шляхтича, воеводы Мазовецкого и готов ради любимой на все, даже отречься от отца и брата…

Прежде, чем приступить непосредственно к фильму, я хотела бы сделать небольшое лирическое отступление и объяснить свое особое отношение к данному фильму.

В своих отзывах я нередко упоминаю, что детство мое прошло на Украине. Уже почти 20 лет я живу в Казахстане, но частичка Украины всегда будет жить в моем сердце. С ранних лет я знакома с творчеством Гоголя, до дыр зачитывала и “Сорочинскую ярмарку”, и “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Кто лучше него с такой душой и теплотой смог описать яркую, самобытную украинскую культуру?

Разумеется, экранизация “Тараса Бульбы” была для меня самым настоящим бальзамом на душу. Ожидала ее с нетерпением и ничуть не разочаровалась.

Актеры и роли

Актерский состав потрясающий! Именно такими я и представляла себе основных героев.

Главную роль исполнил Богдан Ступка.

Великий актер, невероятный талант! Это его лучшая роль, бесспорно. Да и в роли Тараса я никого другого даже помыслить не могу.

Старший сын Тараса – Остап (Владимир Вдовиченков)

Мой любимый персонаж! Помню, сочинение в школе именно о нем писала.

Вдовиченков идеален в своей роли. Ну вылитый казак!

Младший сын Тараса – Андрий (Игорь Петренко)

Обожаю Петренко всей душой. В роли Андрия он весьма убедителен. Красавчик, ради любви предавший все: и семью, и Родину, и совесть.

Жена Тараса (Ада Роговцева)

Роль эпизодическая, но все же заметная.

Читайте также:
Пипец (2010) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Та самая роковая красотка-панночка, из-за которой снесло крышу Андрию (Магдалена Мельцаж)

Польская красавица знакома мне по великолепному фильму “Quo Vadis”. Глядя на нее, начинаешь понимать чувства Андрия. Но все же это не оправдание.

Её отец – воевода (Любомирас Лауцявичюс)

Прежний кошевой атаман (Владимир Ильин)

Новый кошевой атаман (Юрий Беляев)

Правая рука Бульбы – есаул Товкач (Лесь Сердюк)

Один из моих любимых персонажей. Настолько яркий образ, что хоть картины с него пиши.

Еврей Янкель (Сергей Дрейден)

Еще один потрясающий, запоминающийся образ.

Служанка панночки, татарка (Матлюба Алимова)

Казак Мосий Шило (Михаил Боярский)

Долго не могла уложить в голове два эти слова “казак” и “Боярский”. Для меня он навсегда останется д’Артаньяном и шевалье де Брильи Поначалу мне данный персонаж казался чуть ли не карикатурным, но потом привыкла. Надо отдать должное Боярскому: он выложился на все 100!

Немаловажные роли других казаков играют Александр Дедюшко и Борис Хмельницкий.

К великому сожалению, они, как и Лесь Сердюк, сыграли в данном фильме свои последние роли.

Различия с первоисточником

Во многих отзывах читала гневные фразы типа: “Да вы хоть повесть читали? ” или “Гоголь от такого в гробу перевернулся! “. Знаете, если Гоголь и перевернулся в гробу, так скорее от одноименных фильмов с Петровым в главной роли. Вот уж где точно настоящее глумление над личностью писателя!

Здесь же все максимально близко к повести. Каких-то разительных, грубых отличий, меняющих сюжет, я не увидела.

Ну дали имя панночке – Эльжбета, развили ее сюжетную линию. Ну и что здесь такого смертельного?

Для пущего драматизма добавили нападение на хутор и убийство жены Тараса поляками. Так это и не показали даже, лишь упомянули.

Гоголь не описывал в подробностях сцену казни Остапа и других казаков.

Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества.

Но ведь в фильме как-то нужно было это показать?

Гугл выдает еще парочку незначительных отличий, наподобие возраста героев, количества нападений на крепость, дочерью какого именно воеводы была панночка и т. д. Но придираться к таким мелочам, я считаю, уже совсем идиотизм.

Основной текст всех диалогов можно хоть по книге сверять. Начало я вообще наизусть знаю И это коронное

Пейзажи, костюмы и декорации

Картинка в фильме безумно красивая! Бескрайняя украинская степь, хутора, крепости. Все такое настоящее!

За кадром фильма «Тарас Бульба»: Почему Богдан Ступка считал эту картину самой страшной в своей актерской карьере

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Экшн-драма «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко практически сразу же после своего выхода в 2009 году буквально разорвала аудиторию на два полярных лагеря, что само по себе свидетельствует о том, что эта работа талантливого мастера смогла действительно зацепить за живое. И не только зацепить каждого зрителя в отдельности, но и затронуть интересы нескольких соседних держав. Какие бы споры сегодня не велись об этом фильме, как бы одни – не ругали, а другие – не хвалили его, но все сходятся в одном – для своего фильма Бортко подобрал потрясающий актерский состав, который блестяще выполнил свою работу.

Напомним, что «Тарас Бульба» – художественный фильм, который экранизировали по одноименному бессмертному произведению Николая Гоголя, о сильных духом людях, любви и предательстве, преданности родной земле и казацком братстве. Этот фильм, снятый Владимиром Бортко в 2008 году – поистине эпическое полотно, где ярко проявились – боль, надрыв, вечный поиск, взлёты и падения народного духа.

Отдельно несколько слов хотелось бы сказать о режиссере Владимире Бортко, давно зарекомендовавшим себя отменным экранизатором классических художественных произведений. Многие знают его работы “Идиот”, “Собачье сердце”, а теперь вот и “Тарас Бульба”, который обошелся в 16 миллионов долларов (и это довольно скромный бюджет). «Лучшее, что я снял!» – так сказал Бортко после выхода картины в свет.

Читайте также:
Птица (2017) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Хотелось бы также напомнить читателю, что в мировом кинематографе эта повесть Гоголя экранизировалась девять раз студиями разных стран, но, безусловно, самой лучшей картиной была признана кинолента Владимира Владимировича.

Подробнее о несостоявшихся попытках экранизации бессмертного произведения Николая Гоголя советскими режиссерами, читайте: Почему в СССР не могли снять фильм про Тараса Бульбу и за что позже его прокат запретили в Украине.

Плюсы и минусы кинофильма «Тарас Бульба»

По мнению большинства критиков и взыскательных зрителей, фильм получился очень мощным. И единственное, чего ему не хватило, так это – хронометража. Почти все важные эпизоды картины немного не дотягивают до логической завершенности. Они резко обрываются как бы на “полуслове” и каждый последующий эпизод оставляет ощущение, что за кадром осталось нечто важное. Из-за недостатка времени многое получилось как-то сжато, скомкано и недосказано.

Касательно художественной составляющей, на взгляд большинства экспертов, фильм снят достаточно хорошо: достоверные исторические костюмы, превосходно подобранные актеры, их игра на высоком уровне, прекрасная операторская работа. Самый большой минус, о котором говорят все без исключения – это массовка. Батальные сцены второго плана лишены органики и очень вялы, сами сражения – нереалистичны. Одним словом – серый задний план, оттеняющий кровавое месиво не производит впечатления на зрителя на должном уровне. К слову сказать, в фильме принимали участие около 1000 участников массовых съёмок, более сотни каскадёров.

А вот само месиво из крови и грязи на первом плане шокирует и впечатляет даже бывалую публику. А ведь смерть – это действительно страшно. Это и грязь, и кровь, и страдания, и слезы – как и показал в своей картине Владимир Бортко. Убийство по своей сути и должно вызывать отвращение, и в этом режиссер в своей работе сполна достиг цели.

Часто можно встретить упрек в сторону картины – слишком много патриотизма и слишком много пафоса. Но как по-другому можно донести до зрителя состояние человека, который за веру, за родину, за своих побратимов шел не верную гибель или же подвергался страшным мукам и истязаниям. Да никак, только путем психоэмоциональной окраски самых высоких чувств.

Многие также считают, что фильм спасла исключительно отличная актерская работа. Только в этом его сила. И в этом есть огромная доля истины. Режиссеру действительно удалось собрать на съемочной площадке как российских, так и украинских знаменитостей. Михаил Боярский сыграл роль “доброго казака Мосия Шило”, а знаменитого запорожца Тараса Бульбу – Богдан Ступка. Его жену играет Ада Роговцева. Их сыновей – Владимир Вдовиченков и Игорь Петренко. И это далеко не весь перечень знаменитых артистов.

Несколько слов о сюжете

События фильма происходят в тяжелое для запорожских казаков время, борьбы с Речью Посполитой – с одной стороны и с крымскими татарами – с другой. В центре сюжета – судьба казака Бульбы и двух его сыновей – старшего Остапа – преданного мужественного воина и младшего Андрия, который предпочел отречься от отца, брата и Родины ради любви к прекрасной польской панночке.

Бульба был упрямым и лихим воином, героем своего времени. Это был один из тех характеров, которые могли появиться в тяжелый XV век в той части Европы, которую раздирала междоусобица русских князей, опустошала набегами татарская орда, пыталась подмять под себя Польская шляхта.

Именно в ту легендарную эпоху и возникло братство смелых и отчаянных, способных противостоять всем напастям. Именно тогда зародилось казачество, став примером мужества и отваги, преданности и братства.

Богдан Ступка: «Тарас Бульба» — это самый страшный фильм в моей актерской практике»

Один из самых ярких моментов киноленты, когда Тарас видит Андрия во главе польских гусар: отец ему не отец, и брат не брат. Трудно представить, что испытывает батька, видя такое предательство сына. Ярость? Недоумение? Жгучий стыд? Всю эту гамму эмоций зритель видит на лице актера Богдана Ступки.

Читайте также:
Умница, красавица (2009) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Психологически окрашенный эпизод никого не оставляет равнодушным и затрагивает самые глубокие струны души. Разумеется, только благодаря блистательной игре величайшего актера современности, этот эпизод получился таким потрясающим.

По мнению всех зрителей и всех критиков – это лучшая роль Богдана Сильвестровича за всю творческую его карьеру. И теперь уже невозможно представить какого-нибудь другого актера в этой роли.

Сам же актер так рассказывал о работе над кинолентой: “Съемки были сложными. Лошади, грязь, болото, обрывы, буераки. Однажды меня лошадь сбросила, чего-то она испугалась, и я ей под задние ноги упал. Чуть она меня не затоптала. Если бы не каскадер Саша Филатов, который накрыл меня тут же, рискуя собой “.

“Семь месяцев снимаем, и все очень тяжело. Продолжительное время стояла 40-градусная жара, артисты в костюмах, в кольчугах, броне, с оружием. Надо бежать, сражаться. И так по многу раз. Даже молодым становилось плохо. Меня спасала смушковая шапка. Под ней голова хоть не грелась. Но самым страшным для меня были съемки сожжения Тараса. Компьютером рисовать языки пламени пока натурально не научились. Ветер подует в противоположную сторону — огонь в лицо. Когда сняли эту сцену — я перекрестился! Картина, конечно, страшная, все умирают. Но тогда это была великая честь — погибнуть в бою. “

Позже, Богдан Ступка давая интервью, признался, что для него невероятно тяжкий момент в фильме происходит тогда, когда Тарас убивает сына Андрия за измену.
«На месте Тараса Бульбы я пожалел бы своего сына. Это же сын, каким бы он ни был, даже преступником!»

Эта роль стала знаковой в карьере украинского актера и навсегда войдет в золотой фонд отечественного кино.

Казак Мосий Шило

Понятие “казак” и “Боярский” – как-то не сразу вкладывается в голове, так как для большинства из нас этот актер навсегда останется д’Артаньяном или Шевалье де Брильи. И на первый взгляд его образ казака выглядел действительно слегка комичным, но надо отдать должное Боярскому: он выложился на все 100!

Сам актер так рассказывал о том, как он попал на съемочную площадку «Тараса Бульбы» в качестве Мосия Шило: “. Начнем с того, что я сам напросился на эту роль. Меня никто на нее не пробовал, никто не одевал, художники со мной не работали. Все, что было, — это предложение от Владимира Бортко сыграть роль француза, который стреляет по запорожцам. Но я наотрез отказался”. На уговоры Бортко Боярский заявил: «Я почту за честь сыграть казака».

После длительных переговоров, Боярский все же добился того, чтобы его попробовали на роль запорожского казака. Сдавшись, режиссер допустил актера к фотопробам. Но, обещанная вначале роль атамана Боярскому не досталась, и ему пришлось довольствоваться эпизодической ролью Мосия Шило: “Ну, Шило так Шило — роль, конечно, значительно меньше, но все равно было над чем работать. И тогда уже начались интересные поиски, работа с каскадерами, с оружием… Мне здорово пригодилось то, что я умею верхом скакать, шашкой махать. Работал я без дублеров, даже сломал себе пальцы на руке.” Это произошло, когда Боярский, выполняя трюк, должен был вести одной рукой трех лошадей на полном скаку.

Дедюшко и Хмельницкий сыграли свою смерть

Роль Бориса Хмельницкого в «Тарасе Бульбе» стала последней в жизни актера. Он даже не успел озвучить своего героя, позже его озвучил Джигурда. А Хмельницкий, в кадре сказав последние слова своей роли: «Сдается мне, паны-братья, что хорошей смертью умираю», через две недели действительно скончался, так и не увидев своего героя на большом экране. Причиной его смерти стала онкология.

Героя Александра Дедюшко в кровавом бою убивают поляки, подняв на пиках и бросив на землю. А дальше начинался гоголевский текст: «И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам». Так случилось, что во время съемки на словах «и вылетела молодая душа» неожиданно появился журавль в небе, и начал ходить кругами над импровизированным побоищем. Оператор успел отснять этот удивительный кадр. Всем тогда это показалось мистикой. Но вскоре актера не стало, он со своей семьей разбился в автокатастрофе.

Читайте также:
На крючке (2010) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Магдалена Мельцаж

Роль панночки очень органично сыграла польская актриса и модель Магдалена Мельцаж. Взяли на роль полячку не потому, девушки у них красивее, а потому как менталитет ощущается сразу. А это важно. И, так как Гоголь не удосужился дать имя польской красавице, в фильме, согласно сценарию, ее нарекли – Эльжбетой и шире развили ее сюжетную линию.

Также обстояло дело и с актером Любомирасом Лауцявичюсом, сыгравшим роль польского воеводы.

Блистательно сыграли свои роли Сергей Дрейден в роли занимательного персонажа – еврея-Янкеля; Лесь Сердюк – в роли казака-характерника, правой руки Тараса – есаула Товкача .

Пейзажи, костюмы и декорации

Съемки фильма велись в Западной Украине – Каменец-Подольский, и Восточной – Киев, Запорожье, Аскания-Нова, в Крыму.

Несколько слов отдельно хотелось бы сказать об восхитительных пейзажах, на фоне которых была отснята Запорожская Сечь. Величие и необыкновенная красота острова Хортица, бескрайние украинские степи, хутора, крепости. Все такое настоящее, завораживающее и потрясающее воображение!

Костюмы актеров, декорации – это громадный труд художников-костюмеров и декораторов, сумевших создать яркую картинку эпохи, отраженной в повести.

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы сказать, что фильм снят очень вовремя, когда, может быть, еще не поздно опомниться и вспомнить, что мы, белорусы, русские и украинцы – братья славяне. У нас общие корни и история, общие достояния мировой культуры и менталитет. По сути, нам нечего делить. Тема верности и предательства, поднятая в киноленте, очень актуальна и в наши дни. При том не только на межличностном уровне, но и на межгосударственном.

Поэтому интерпретация гоголевской повести о доблести и чести, о муках и страданиях, испепеляющих кострах и силе любви, заслуживает совершенно иного ракурса рассмотрения, нежели банальное выискивание киноляпов и копание в мелочах, чем так любят заниматься некоторые зрители.

Роль Тараса Бульбы в творчестве Богдана Ступки на сегодняшний день считается самой органичной и самой лучшей в карьере актера. О личной жизни и творческом пути гениального мастера перевоплощения читайте в обзоре: Почему отрицательные герои были любимым амплуа одного из самых талантливых актёров советского кино Богдана Ступки.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

О фильме – Тарас Бульба – 2009

Снимать кино по классическим произведениям отечественной литературы – дело крайне трудное и неблагодарное. Как и чем можно удивить зрителя, знающего сюжетную линию вдоль и поперёк? Намного проще, к примеру, снять что-то политически выгодное и исторически сомнительное (типа фильма «Адмирал»). Или отыскать не первой свежести американский фильм и сделать осовремененный ремейк (типа фильма «12»), или взять совсем уж фантастический сюжет и напихать в него кучу спецэффектов (типа фильма «Ночной дозор»)…
Шестидесятитрёхлетний Владимир Бортко с энтузиазмом обречённого не в первый раз пытается донести до зрителя прелесть классики. Сначала это был великий фильм «Собачье сердце», затем «Мастер и Маргарита», теперь – «Тарас Бульба» по повести Н.В. Гоголя. Уже сам выбор этих произведений делает честь художественному вкусу Бортко, хотя, наверное, это не самые лёгкие с точки зрения экранизации и коммерческого эффекта произведения.

«Тарас Бульба» – одно из любимых моих произведений русской литературы вообще, поэтому фильм начал смотреть с известной долей скепсиса. Думал, что режиссёр окажется в плену экзотики Запорожской Сечи и юбилейной даты Н.В. Гоголя. Теперь могу сказать – фильм не оправдал мои скептические ожидания. Более того, он мне понравился. Прежде всего тем, что режиссёру удалось сохранить и передать драматизм гениального сюжета. В треугольнике Тарас – Остап – Андрий – каждый прав по-своему. И хотя Андрий – явно не фаворит, его жизненная позиция в фильме звучит достаточно убедительно. А о том, что она жизненна – доказывает эпизод с рождением сына( этого нет в повести Гоголя). На мой взгляд, глубоко символично, что из всех главных героев фильма В.Бортко оставил в живых только новорождённого сына панночки и Андрия.
Убедительна и профессиональна игра актёров, как и вся постановка в целом. Трио Ступка – Вдовиченков – Петренко – достойный стержень фильма, его напряжение, его эстетика, патетика и символика. Сильно звучит в фильме знаменитый монолог Тараса о товариществе, который буквально пронизывает своей актуальностью: «… Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей… Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны, да были бы целы в погребах запечатанные мёды их. Перенимают чёрт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке…»

Читайте также:
Отпетые мошенницы (2019) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Интересно сравнить мотивации насилия героев «Тараса Бульбы» и героев современных киношлягеров. Если герой фильмов «Брат» и «Брат-2» несравненный Данила Багров, стреляя и убивая налево и направо, утверждает, что вся сила в правде («В чём сила, брат? В правде»), то герои Гоголя дробят кости с твёрдым убеждением, что нет силы сильнее веры («За веру, за всех христиан, что есть на свете!»). Разная позиция, не так ли?
Среди других удач фильма не могу не отметить масштабность сцены штурма городской крепости, драматизм сцены казни Остапа, а также эпизод с оживлением знаменитой картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Эмоциональная фраза казака «Наделали полковники таких дел, что не приведи Бог и нам никому»(именно так у Гоголя!) – находит живой отклик и понимание в зрительном зале. Показалось очень удачным решение режиссёра привлечь к съёмкам на роли поляков польских актёров и использование при этом польского языка. Хорош образ жида Янкеля в исполнении Сергея Дрейдона. Правда, ему не хватает некой харизматичности. Было бы любопытно увидеть в этой роли, к примеру, наших известных телеведущих – Владимира Познера или Владимира Соловьёва. А если бы удалось уговорить Николая Сванидзе,то и на “Оскар” не грех было бы замахнуться. Подозреваю, что все вышеперечисленные достоинства кому-то покажутся недостатками. Более того, не исключаю лавину критики на картину режиссёра, который не скрывает своих симпатий к КПРФ. Позиция В.Бортко по нынешним временам сама по себе весьма смелая.

Среди того, что вызвало некоторое отторжение – излишне пафосный финальный эпизод с сожжением на костре Тараса, не очень яркий образ панночки (в первом варианте книги она жгучая брюнетка), а также непропорциональный перегиб с тонкой темой «православное христианство». И, конечно, не стоит забывать, что Тарас Бульба в книге Гоголя – это, кроме всего прочего, настоящий разбойник, который сжёг десятки селений и костёлов вместе с находившимися в них людьми.
Возможно, кому-то фильм покажется анти-польским или анти-украинским (такие голоса уже раздаются). Думаю, гениальность Гоголя в том и заключается, что «Тарас Бульба» и сегодня даёт пищу для всевозможных размышлений и предположений. Однако известно, что прежде чем написать повесть, Николай Васильевич прочитал много исторической литературы и документов. В книге и фильме нравственно-семейный конфликт показан на фоне определённой исторической эпохи. Эпохи варварской и братоубийственной. Впрочем,”терзают смутные сомнения”, она была варварской не более, чем эпоха нынешняя…

«Тарас Бульба»: Рецензия Киноафиши

Традиционная ахиллесова пята многих современных экранизаций классики – чрезмерная модернизация, когда герои старых пьес, романов и повестей выглядят банальными уроженцами мегаполисов, только наряженными в костюмы прежних эпох. Владимир Бортко, дабы избежать подобного греха, уклонился в противоположную крайность: его «Тарас Бульба», воспроизводящий гоголевскую повесть по возможности буквально, – скорее методическое пособие для школьников по предмету «Русская литература», нежели живая кинокартина. Режиссер, скрупулезнейше воспроизводящий сюжет и диалоги Гоголя (что в наше время скорее заслуга, чем недостаток), при этом как будто боится вдохнуть в персонажей жизненную энергию. Все герои «Тараса Бульбы», кроме пронзительно сыгранного Сергеем Дрейденом еврея Янкеля, оказываются лишь типажами, носителями того или иного набора свойств. Действие театрализовано донельзя: Бульба в исполнении Богдана Ступки каждую речь произносит так, словно он не перед казаками говорит, а перед зрителями БДТ или МХТ. В сцене последнего сражения любой смертельно раненный казак, прежде чем умереть, разражается непременным сценическим монологом о Русской земле, святой вере и пр., причем монологи эти не просто затянуты, учитывая обстоятельства, а и физически невозможны. Когда тебя проткнули копьем, рубанули саблей, огрели палашом, а по телу еще скачут туда-сюда кони, сложно, знаете ли, декламировать длинные речи о возвышенных материях.

Читайте также:
Мир Дикого Запада (2016) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Вообще, одной из самых сильных сторон режиссера Бортко всегда был кастинг (если не считать второго, достаточно радикально измененного по сравнению с первоначальным, состава «Мастера и Маргариты»). Кто из современных российских актеров больше похож на князя Мышкина, нежели Евгений Миронов? Кто органичнее будет смотреться в шкуре Парфена Рогожина, чем Владимир Машков? И кому еще можно было бы доверить роль Тараса Бульбы, как не Богдану Ступке? Что уж говорить, к примеру, о Петре Зайченко, у которого и так-то – без всякого грима, накладного чуба и обвислых усов – чисто запорожская фактура… Разумеется, Владимир Вдовиченков обликом своим вполне согласуется с гоголевским Остапом, а Игорь Петренко – с Андрием. Ну а для исполнения роли прекрасной полячки была выписана специально из Польши настоящая прекрасная полячка (Магдалена Мельцаж), чьи формы столь изящны и совершенны, что автор данного текста и сам с удовольствием переметнулся бы ради нее на сторону какого-нибудь врага, если б таковой враг когда-нибудь сыскался. Беда, однако, в том, что все эти идеально подобранные исполнители, внешне похожие на гоголевских героев и одетые как гоголевские герои, ведут себя на экране совсем не так, как вышеупомянутые герои. Актеры не проживают на экране тяжелую, потную, кровавую участь, а играют в фольклорную реконструкцию, сопровождаемую расслабленно-умиротворяющей мелодией Игоря Корнелюка. Конечно, Владимир Бортко пытается сделать из «Тараса Бульбы» эпос, но никакого эпоса не выходит, поскольку, с одной стороны, фильм снят в более-менее реалистической манере, а с другой – предельно, как уже говорилось выше, театрализован.

Пафос, нисколько не дозируемый, губит эту экранизацию не меньше, чем школьно-учебная хрестоматийность и фольклорный налет. Собственно, фильм начинается с гиперпатетичного монолога Тараса о товариществе: «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…» (и далее по тексту; замечу попутно, что для Бортко как для коммуниста монолог этот о товарищах имеет особое значение). А вот с чего начинает повесть Гоголь: «“А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?” Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших уже на дом к отцу».

Для Гоголя его персонажи – не носители идеалов, а прежде всего живые люди. В отличие от Бортко, очень сильно идеализирующего запорожское казачество, Гоголь прекрасно отдавал себе отчет в том, что это был сброд, промышлявший исключительно грабежом и разбоем. Когда в повести Бульба призывает казаков идти хоть с кем-нибудь – все равно с кем – воевать («пора бы погулять запорожцам»), да хотя б и с султаном, невзирая даже на клятву хранить мир (а клялись казаки, заметим, не чем-нибудь, но святой православной верою), – кошевой атаман увещевает свою вольницу и предлагает компромиссный вариант: «…пустить с челнами одних молодых, пусть немного пошарпают берега Натолии». Несколькими страницами ниже описывается смысл глагола «пошарпать»: «Пожары обхватывали деревни; скот и лошади, которые не угонялись за войском, были избиваемы тут же на месте. Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые принесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранные кожи с ног по колени у выпущенных на свободу, – словом, крупною монетою отплачивали козаки прежние долги». Еще спустя несколько десятков страниц: «Не уважили козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля… Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя». В том-то и была сила Гоголя, что он сумел найти некую странную, специфическую красоту в этом сообществе насильников, поджигателей и детоубийц, не прибегая – в отличие, опять же, от Бортко – к умиротворенной этнической глазури.

Читайте также:
Покорители волн (2012) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Конечно, Бортко сгладил острые углы не только в отношении украинцев, к коим сам принадлежит, но и в отношении евреев, которые в повести описаны слогом по меньшей мере жестким и недобрым. «Бедные сыны Израиля, растерявши всё присутствие своего и без того мелкого духа, прятались в пустых горелочных бочках, в печках и даже заползывали под юбки своих жидовок…»; «Так и бросились жиду прежде всего в глаза две тысячи червонных, которые были обещаны за его [Тараса] голову; но он постыдился своей корысти и силился подавить в себе вечную мысль о золоте, которая, как червь, обвивает душу жида». Разумеется, ни во времена действия повести (то есть в XV веке), ни даже во времена ее написания слово «жид» еще не было ругательством, а обозначало просто религиозно-этническую принадлежность, однако отношение Гоголя к «еврейскому вопросу» здесь более чем недвусмысленно. Несомненная удача Бортко в том, что из гоголевского антисемитского пафоса он извлек пронзительную трагедию, вложив в уста Сергея Дрейдена – одного из наиболее талантливых современных российских актеров – известный душераздирающий монолог Янкеля: «“…Схватить жида, связать жида, отобрать все деньги у жида, посадить в тюрьму жида!” Потому что все, что ни есть недоброго, все валится на жида; потому что жида всякий принимает за собаку; потому что думают, уж и не человек, коли жид».

Собственно, одного только Янкеля и жалко – единственное живое существо посреди армии ходячих (лежачих, бегучих, горючих…) фольклорно-романных типажей. И жалко, разумеется, тело прекрасной полячки, пропавшее зазря в военных, любовных и родовых схватках. Никто из прочих героев, картинно ходящих по кадру и еще более картинно умирающих, не может вызвать ответных эмоций. Разве что (остроумная режиссерская вставка) запорожцы, пишущие письмо турецкому султану, один из коих – казак Шило в исполнении Михаила Боярского – заочно вопрошает адресата: какой же ты царь, если «голой жопой ежа не убьешь»? Ну, может быть, еще осажденные поляки, трогательно метающие в лезущих по лестницам булыжники, вместо того чтобы хоть раз попытаться скинуть сами лестницы; и, без сомнения, Тарас Бульба, на голливудский манер сворачивающий шею «ляху»; и, конечно, Андрий, спрашивающий «Отчего ты так печальна?» женщину, которая уже много дней ничего не ела, кроме окрестных мышей и котов…

Вообще говоря, фильм «Тарас Бульба» все же способен прогреметь в кинопрокате, только нужно – в порядке, так сказать, культурного обмена – отвезти его в Польшу (радости тамошнего населения наверняка не будет конца и краю); поляки же, со своей стороны, могли бы предложить российским прокатчикам «Катынь» Анджея Вайды. Художественно, правда, обмен выйдет не слишком равноценным, но если в нагрузку дать «1612» и какую-нибудь телеверсию оперы «Иван Сусанин», то паритет с Речью Посполитой нам будет обеспечен точно и надолго.

Тарас Бульба

Очередной «самый ожидаемый фильм года», снятый по культовой повести Николая Васильевича Гоголя, к 200-летию того же Николая Васильевича приуроченный, кино от режиссера культового «Собачьего сердца», кино с блестящим актерским ансамблем и музыкой Игоря Корнелюка — одним словом, пропустить такое событие ни один культурный человек не в праве.

Читайте также:
Родня (1981) – актеры и роли, режиссер, сюжет, отзывы

Хотя бы трейлер «Тараса Бульбы» каждый культурный человек посмотреть обязан!

Я же, будучи человеком не просто культурным, а культурным глубоко, всесторонне и хронически, пошел, разумеется, дальше. Пошел смотреть фильм целиком…

Ну что сказать? Смутные времена, и впечатления тоже смутные.

Есть, что поругать, есть, кого похвалить.

И начнем традиционно с сюжета.

В колумбийских джунглях наркодельцы из картеля «Бульба» похищают молодую женщину — ученую-арахнофоба. Её отец — Тарас, бывший спецназовец, не верит заверениям правительства о помощи в освобождении заложницы и, прихватив любимую М-16, сам отправляется в джунгли…

Ну, ладно, ладно, вру. Конечно, это сюжет какого-то другого фильма. Просто мне показалось глупым пересказывать классический гоголевский сюжет. Его и без меня все знают, а те, кто не знает, пусть думают, что это кино про ученого-арахнофоба, спецназовца и наркодельцов.

Сюжет повести «Тарас Бульба» писателя Гоголя, практически, без изменений (если не считать некоторых фантазий сценаристов) перекочевал в фильм «Тарас Бульба», поэтому обсуждать сюжет — смысла нет.

Гораздо интереснее поговорить о том, как расставлены акценты, как сыграно и как снято.

И с акцентами, мне показалось, не всё в порядке.

Православно-патриотический крен виден невооруженным взглядом. Разумеется, темы Веры, Отечества, Товарищества и у Гоголя играют важнейшую роль, но, когда поверженные на поле боя казаки, из последних сил приподнимаются на локте и произносят в камеру пафосные монологи — это уже, извините, перебор.

Тоньше надо бы, товарищ Бортко, с такими моментами.

Следующий явный перебор — с жестокостью и кровавостью. К чему эти натуралистические подробности в сценах казни казаков? Художественный прием? Дабы показать, какие поляки гады-сволочи, а казаки — белые-пушистые-мухи не обидят?

Опять же грубая и топорная работа, товарищ Бортко. Грубая, даже с учетом нынешних не самых лучших отношений Польши и России.

Честно говоря, больше хотелось личной драмы Тараса и его сыновей, а не идеологии с политикой.

Переходим к вопросу — как сыграно?

Сыграно, в целом, лучше.

Богдан Ступка в роли Тараса Бульбы хорош, если не сказать великолепен! Сыграл, как мне показалось искренне, прочувствованно и достоверно.

Молодец, Богдан Ступка! Глыба и матерый человечище.

Сыновья Тараса в исполнении Вдовиченкова и Петренко (по старшинству, соответственно) тоже отрицательных эмоций не вызвали, довольно убедительные роли.

Польская актриса — красивая.

Среди актеров, исполнявших роли казаков, попадались весьма колоритные.

А вот Михаил Боярский подкачал. Он, к сожалению, так и не прорычал свое знаменитое «Каналья!», хотя зал ждал, и возможности у Боярского были.

Неплохо поработали гримеры, декораторы и особенно костюмеры — костюмов было много, костюмы были разнообразные.

Теперь, что касается съемок.

Снято ярко, масштабно, красиво, в классической манере. Небо, степи, лошади, грудь польской актрисы, сраженья — одним словом, посмотреть есть на что.

И очень жаль, что к отснятому материалу не приложил руки хороший монтажер. Руки плохого монтажера, как выясняется, могут испортить даже самый хороший материал.

Отдельные претензии к человеку, должность которого может называться «пинатель массовки». Этот человек не работал совсем. В батальных сценах на заднем плане массовка напоминала стадо ленивцев, облопавшихся седативных препаратов.

Музыку Игоря Корнелюка я никогда не любил, не сумел полюбить и на этот раз.

По общему впечатлению, фильм «Тарас Бульба» — не самый плохое, но слегка халтурное и несколько голливудское прочтение Гоголя.

Рекомендации культурным людям — посмотреть трейлер и перечитать оригинал.

Из уважения к Николаю Васильевичу и работе Богдана Ступки — 6 баллов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: